Юбилей И.А. Гончарова стал знаковым событием культурной жизни нашего края. На протяжении нескольких лет в Ульяновске проходили самые различные культурные мероприятия с привлечением столичных деятелей искусства, по сути дела заново отстроен Дом-музей Гончарова, учреждены премии, фестивали, конкурсы. Ульяновск настойчиво примеряет к себе звание «Культурная столица Европы». А как «юбилейно-культурное возрождение» отразилось на региональных писателях? Ответ на этот вопрос попыталась найти Мария Аверина в беседе с нашим известным писателем Лидолией Константиновной Никитиной.
Л.Н. Лично я как писатель не почувствовала для себя ничего утешительного. Как издавала книжки за свой счет, так и издаю, хотя моё творчество, судя по отзывам читателей, широко востребовано в воспитательном процессе молодежи, а более зрелые читатели находят в моих книгах каждый своё: кто – утешение от свинцовых мерзостей жизни, кто- прикосновение к прекрасному, потому что литература должна возвышать человека, и в этом смысле она превосходит своим влиянием на него все искусства. Однако имея популярность среди читателей и почти полувековой опыт литературной работы, я так и не смогла ни разу издаться в рамках областной программы по поддержке книгоизданий.
М.А. Но есть другие возможность опубликовать свои произведения, например в журнале?
Л.Н. Я – одна из тех писателей ,которые в 2006 году скинулись по тысяче рублей и выпустили первый номер «Литературного Ульяновска». Три года этот журнал не имел финансирования и лишь в 2010-2011 годах был выпущен за счет бюджетных средств. Он выходит четыре раза в год и практически делается на коленке. Ульяновску как новому культурному центру Поволжья необходимы и издательство, и журнал писателей, не уступающий столичным.
М.А. Но почему до сих пор такой журнал не создан?
Л.Н. У тех, кто формирует культурную политику региона нет ясного понимания того, что культуру нельзя откуда-то привезти и посадить, как растение, и она начнёт расти, развиваться и плодоносить. Культуру, а писатель – один из главнейших персонажей культурного процесса, нужно создавать на отеческой почве и с тем народом, который здесь живет. У нас в области подавляющее большинство составляют русские, но часто мы ли слышим по радио и в газетах термин русская культура? Серьёзный литературный журнал даст возможность сосредоточить вокруг него лучшие творческие силы: поэтов, прозаиков, публицистов, литературоведов, критиков, краеведов, историков народной культуры. К журналу потянется творческая молодежь. Он станет своеобразным магнитом, который будет притягивать к себе всех, кому небезразлично отечество, его прошлое, настоящее и будущее.
М.А. Наверно, во всем этом должно сыграть свою роль Ульяновская писательская организация? Правда, про неё ходят самые разные, порой противоречивые слухи. Существует ли она вообще, а если существует, то что ей сделано за последние годы работы?
Л. Н. Наш Союз писателей скорее мёртв, чем жив. И, слава богу, потому что у русских писателей появилась реальная возможность понять, что они – писатели русского народа, а не какого-то русскоязычного сброда, заблудившегося в потёмках толерантности. С этой целью к 200-летию И. А. Гончарова в Ульяновске создана «Региональная общественная организации «Союз русских писателей». В нее вошли поэты, прозаики, публицисты, известные ульяновцам по своим книгами и публикациям в журнале «Литературный Ульяновск»: Т. Булатова, Л. Сурков, П. Шушков, Е. Яговкина, Л. Никитина, Л. Нецветаев, Ж. Миндубаев, А.Перепелятников, Е. Щербаков, М. Аверина, А. Колесов, В.Коршунов, Л. Кузнецова, В. Кузнецов, Н. Полотнянко, Н. Романов. Основополагающий принцип деятельности СРП определен в первой статье его Устава: «Ульяновская региональная общественная организация «Союз русских писателей», именуемая в дальнейшем «Организация» является, основанным на принципе равенства всех его членов, творческим объединением литераторов, придерживающихся в своей деятельности традиционных эстетических и нравственных ценностей русской классической литературы, получивших своё воплощение в произведениях Державина, Пушкина, Толстого, Достоевского, Гончарова, Чехова, Шолохова и других выдающихся писателей пушкинской школы».
М. А. Наверно, были и другие причины создания новой писательской организации?
Л. Н. Были и самые серьёзные! В 1991году в Ульяновской области было двенадцать членов Союза писателей России, сегодня их уже близко к сорока. Разбухание организации привело к размыванию критериев отбора. Писательские корочки получили у нас директор завода, и велосипедист, прочие охочие до писательской славы господа-товарищи. Особенно вульгарным и безответственным был «призыв в литературу», который произвела бывшая помощник губернатора области Т. Сергеева в 2004-2005 годах, когда чохом в СП России были приняты сразу более десятка, слабо литературно одарённых, хотя и милых людей. Этот «призыв» оказался неподъёмным для регионального отделения СП России, и оно стало медленно погружаться в непрофессионализм и духовную пустоту. Но апофеозом гибели «титаника» ульяновской словесности стало даже не избрание(на собраниях почти никогда не бывает кворума) а молчаливое согласие членов СП с тем, чтобы региональную организацию возглавила О. Шейпак – прозаик из того же «Сергеевского призыва». До этого казуса писательскую организацию возглавляли писатели, в чьем даровании ни у кого не возникало сомнений: Г. Коновалов, Н. Благов, В. Пырков, Е. Мельников, С. Матлина, Г. Дёмин. Даже Ю.Соколов, много навредивший Союзу, был настоящим писателем. Но окончательно нивелировала писательскую организацию ошибочная политика региональной власти, которая сделала ставку на увеличение числа якобы писателей, получающих финансовую поддержу на тиражирование своих, откровенно слабых, произведений. К примеру, бездарный и глуповатый «Симбирлит» издаётся лучше, чем «Литературный Ульяновск». А это, как говорится, нонсенс. Недавно губернатор Морозов сказал очень правильные слова о том, что культурный уровень региона определяется фактами его культурной жизни. К сожалению, писатели до сих пор не причислены к таким фактам, хотя литература является основой практически всех искусств.
М.А. Кажется у руководителей областной культуры другие предпочтения. Например, сделать Ульяновск «Столицей рок-культуры».
Л. Н. Красиво жить не запретишь.