Прокурорская проверка обнаружила несоблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.

Прокуратурой Димитровграда в мае 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой в деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГУЗ КБ №172 ФМБА) выявлены нарушения названного законодательства.

Так, в соответствие с ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур также относится к категории социальной поддержки инвалидов.

Одной из объективно сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться людям с инвалидностью по зрению на территории г. Димитровграда при реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа незрячих и слабовидящих к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельного перемещения в современном городском пространстве, посещения социально-значимых учреждений (школ, больниц и др.) без посторонней помощи, существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью по зрению.

Согласно, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению маломобильных групп населения (далее – МГН) на креслах-колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами – не более 0,015 м.

На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, а также турникеты.

Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1 – 2%.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

Так, для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша контрастным цветом выделяется нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени. Рекомендуется окрашивать ступени в желтый или белый цвет.

Для контрастного выделения крайних ступеней можно использовать резиновые противоскользящие коврики или полоски (не менее трех на одной ступени)

Открытые ступени на путях движения инвалидов недопустимы.

Кроме того, на полотнах дверей (на прозрачных обязательно) следует предусматривать яркую контрастную маркировку расположенную на уровне 1,2м – 1,5м от пола: прямоугольник 10 х 20 см или круг диаметром 15 см. желтого цвета.

Прокуратурой г. Димитровграда совместно со специалистами Администрации г. Димитровграда проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в зданиях в г. Димитровграде по адресам: пр. Ленина, д. 25 (взрослая поликлиника ФГЬУЗ КБ №172 ФМБА России), ул. Ульяновская, д. 72 (взрослая поликлиника ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России), ул. Лермонтова, д. 2 (стоматологическая поликлиника ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России) и пр. Автостроителей, 59 (взрослая поликлиника ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России).

В ходе проверки установлено, что указанные здания, в которых расположены лечебные учреждения ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России, не в полной мере доступны для маломобильных групп населения.

Так, в здании взрослой поликлиники по ул. Ульяновской, д. 72 имеется внутренний пандус, который в нарушении действующего законодательства не оборудован поручнями.

Кроме того, доступ инвалидов по зрению в указанные учреждения здравоохранения, невозможен, в связи с тем, что отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, ведущем к входу в здания лечебных учреждений;

нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша не выделены контрастным цветом;

на полотнах дверей не предусмотрена яркая контрастная маркировка;

отсутствуют звуковые маяки на входах в обозначенные лечебные учреждения.

Помимо этого, в здании взрослой поликлиники, расположенной по адресу пр. Ленина, д. 25 имеется внутренний пандус (съемный), не соответствующий требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Таким образом, здания, указанные выше, в которых располагаются медицинские учреждения, относятся к объектам социальной инфраструктуры и должны быть доступны, в том числе, и для лиц с ограниченными возможностями.

В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства прокуратура города направила в суд исковое заявление о признании бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства», выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов незаконным.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о социальной защите инвалидов:

– установить поручни к внутреннему пандусу, расположенному в здании взрослой поликлиники ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России по ул. Ульяновская, д. 72;

– оборудовать внутренним пандусом с поручнями, соответствующим требованиям и нормам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» вход в здание взрослой поликлиники по пр. Ленина, д. 25;

– выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша в помещениях, расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Ульяновская, д. 72, ул. Лермонтова, д. 2 «а», пр. Ленина, д. 25 и пр. Автостроителей, д. 59;

– нанести яркую контрастную маркировку (желтого цвета) в виде кругов или прямоугольников на полотна входных дверей помещений, расположенных по адресам: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Ульяновская, д. 72, ул. Лермонтова, д. 2 «а», пр. Ленина, д. 25 и пр. Автостроителей, д. 59;

– установить звуковые маяки на входах в помещения, расположенные по адресам: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Ульяновская, д. 72, ул. Лермонтова, д. 2 «а», пр. Ленина, д. 25 и пр. Автостроителей, д. 59, сообщила помощник прокурора Душкова К.Б.