“Да нас это не касается. Мы-то доллары не покупаем”, – отмахнулся от меня приятель, с которым мы говорили об экономическом кризисе, судя по всему, вновь надвигающемуся на Россию. И он, далеко не самый темный человек, вполне серьезно рассуждал, что о судьбе доллара “пусть лучше переживают американцы”.

“Нас это не касается” и “От меня это не зависит” – пожалуй, наиболее распространенные гражданские позиции в России. Подобный взгляд на жизнь особенно хорошо чувствуешь не в столице, не в густонаселенном мегаполисе, а в среднестатистической провинции.

Попробуйте отъехать от Москвы и поговорите с людьми о том же угрожающем стране финансовом коллапсе. Я попробовал и поговорил. “Нам-то что? Мы на рубли живем”, “В магазинах ничего вроде не подорожало”, “Это пусть богатые думают, а нам терять нечего” – такие ответы я лично услышал от людей в Ульяновске, расположенном в каких-то 850 километрах от российской столицы.

Если послушать рядовых россиян, то их вообще много что “не касается”. Возьмите тех же “героев нашего времени” Сергея Удальцова и Алексея Навального. Для огромной страны, той, которая раскинулась за Московской кольцевой автодорогой, и Удальцов, и Навальный – какие-то почти экзотические персонажи, которые, по мнению многих, мотаются по полицейским отделениям и следственным изоляторам, защищая исключительно собственные интересы. Какие именно – расшифровывать нынче не принято.

С этой страшной бессловесной позицией мы сталкиваемся практически на каждом углу. Помнится, в канун 200-летия со дня рождения величайшего земляка ульяновцев писателя Ивана Гончарова местные чиновники решили вырубить в центре города сквер, носящий имя прозаика. На защиту этого исторического места и зеленого уголка в пыльном городе встали единицы. Остальных по традиции “это не касалось”, либо от них “это не зависело”. В итоге позорная вырубка (а сейчас в юбилейный год сквер превратился в замощенную плиткой площадку) свершилась.

На днях я стал свидетелем вырубки во дворе пятиэтажки, в которой живу практически с самого рождения. “Лесорубы” из местной управляющей компании с фиктивными разрешениями на руках (что позднее было доказано природоохранной прокуратурой) попытались “зачистить” от зелени некогда уютный двор. Лишь благодаря вмешательству руководителя регионального Госэконадзора Константина Долинина лесоповал удалось остановить. Но страшно другое. Часть жителей поддержала вырубку, а большинству было все равно – их это тоже не касалось, от них это не зависело. Они сразу же поспешили отгородиться от проблемы – дескать, раз рубят – значит, так и должно быть.

Признаюсь честно: вот в такие минуты мне становится стыдно за мой народ, стыдно за людей, с которыми я встречаюсь практически каждый день на лестнице в подъезде или в магазине. Господа, вы что, с другой планеты? Вам не хочется дышать нормальным воздухом? В первую очередь своей трусливой позицией вы предаете не себя, а своих детей, которым без преувеличения предстоит жить в руинах.

Иногда мне кажется, что для кардинального перелома общественного сознания нужны какие-то особые потрясения. Ведь сейчас протестующие в российской столице – это лишь верхушка айсберга, вполне благополучная часть российского общества – с нормальными зарплатами, квартирами и машинами. Все остальные еще только скептически улыбаются при упоминании фамилий Навальный и Удальцов, либо переспрашивают: “Кто-кто? Не, не слышал”.

Уверен – все мы многое могли спасти, если бы не молчали и помнили: нас все касается. И курс доллара, и цены на нефть, и тополь под окном дома, в котором мы живем. Говорящие мерзавцы способны вызывать большее уважение, чем бессловесные подлецы. Попытки отстаивать собственную позицию дорогого стоят. Еще не поздно что-то изменить и, как говорится в одной рекламе, проснуться для жизни.