Житель рабочего поселка Новоспасское Тяфик Тагирович Шабуров не ждет, пока ему помогут. Он сам поднимает свой бизнес с помощью оригинальных изобретений и идей. Старается, крутится. Поэтому дело в его руках огнем горит.
Недавно предприимчивый фермер приобрел экструдер ЭТР-500/30 КФСО. Это пока единственный мини-завод по производству кормов для домашних животных и птицы на весь район. Да и в области их можно по пальцам пересчитать. Преимущество экструдированных кормов – их высокая усвояемость, которая составляет до 95 процентов. Практически ничего не идет в навоз. Крахмалы, белки, сложные сахара, содержащиеся в сырье, при экструдировании превращаются в простые декстрины, пептиды. А они-то перевариваются в организме почти полностью.
– Кроме привычных устройств для перемалывания зерна, здесь имеется мешалка, дозатор, – рассказывает сельчанин о своей чудо-машине. – Температура в реакторе 170 градусов, давление – 60 атмосфер. Под таким давлением зерно и прессуется и, можно сказать, печется, словно взрываясь. Из смеси ячменя, пшеницы, овса, подсолнечных семян, зеленой гранулированной травы, кормовых дрожжей, рыбной и костной муки получается востребованная животными и птицами пища любой фракции. Эта пища механическим путем готовится, легко усваивается организмом, обогащает его всем необходимым для развития и роста домашней скотины.
Несмотря на то, что мини-завод был куплен совсем недавно, он успел показать себя в деле.
– Решили опробовать его в личном хозяйстве. Начали кормить полученной смесью кур. И это сразу же дало свои результаты, за короткий промежуток они стали больше нестись. При этом яйца очень вкусные, – отмечает фермер. – Поросятам тоже даю. Если раньше в сутки по 5-6 ведер зерна уходило, то теперь 1-2 ведер специализированного корма хватает.
Сейчас мини-завод работает не на полную мощность. Пока Тяфик Тагирович ищет рынок сбыта, экструдированные корма с удовольствием берут родные и соседи для своей скотины.
Крестьянская жилка
В гостях у Шабурова чувствуешь себя как в фантастическом фильме: вокруг железо и сплошные механизмы, всё движется, работает, всё к чему-то прилажено и для чего-то предназначено, не сразу становится понятным, что здесь нет ни одной лишней детали. Весь двор просто завален всевозможными запчастями и старыми приборами. Рачительный хозяин приносит домой всё, что выбрасывают в сельхозпредприятиях, и любая железка здесь идет в дело. Всё сконструировано так необычно, что поначалу сомневаешься – а будет ли это работать? А ведь работает, да еще как!
– За копейки выкупил старый измельчитель грубых кормов, – делится Шабуров. – Все ножи и транспортер имеются. Двигатель к нему заказал. Как привезут, подремонтирую и в дело пущу. Вот стоит советский автомобиль Газ-63. В хозяйстве хорошее подспорье. А это фрезерный культиватор КФГ-3,6 – тоже хорошо забытое старое. Для огородных дел цены нет ему.
Тяфик Тагирович хоть и местный, четверть века прожил вдали от малой родины – на Дальнем Востоке, где проходил срочную службу. После демобилизации он еще долгое время жил и работал на Севере. Несмотря на нехватку свобод-ного времени и то, что Шабуров жил в квартире, он умудрялся держать большое поголовье поросят и крупного рогатого скота. Да к тому же еще и обрабатывал небольшой участок земли.
– Меня всегда тянуло на землю, в Новоспасское, – признается сельчанин. – Когда приезжал к родителям, с удовольствием помогал им по хозяйству. Даже, еще до переезда, построил сарай для скотины. Знал, что обязательно вернусь. Так и случилось: не стало отца, и я переехал в родительский дом.
Трудолюбивые руки не знают скуки
Сегодня в хозяйстве у Шабурова 30 свиноматок, готовящихся к опоросу, хряк-производитель и поросят до 100 голов. Вся живность держится в добротных помещениях: утепленные загоны, которые заботливый фермер периодически обрабатывает каустиком и известкой. Весь навоз каждую неделю вывозится со двора, а каждые 3-4 дня полы обрабатываются хлоркой. Удивительно, насколько всё продумано и мастерски спроектировано. В теплушках-маточниках лежат две свиноматки, а возле них суетливо снуют розовые «пятачки». Для детенышей Тяфик Тагирович соорудил небольшой пристрой, где малыши могут попить цельное коровье молоко, если не хватило материнского. Чтобы поросята от разных матерей принимали друг друга, Шабуров идет на хитрость: пятачки и лоб поросят смазывает подсолнечным маслом.
За чистоту и порядок в сараях местная ветеринарная служба выдала фермеру сертификат на бесплатное обслуживание животных в течение года.
– Все прививки я сам делаю, а при необходимости за помощью к ветеринарам обращаюсь, – рассказывает глава хозяйства. – В животноводческих помещениях очень важно сохранять тепло и чистоту. Ведь все болезни у скота начинаются с ног. Чему-то научился сам, что-то от отца узнал. Он всю жизнь зоотехником проработал. Помню, рассказал мне, что для хорошего пищеварения в старину хвойные ветки парили в кипятке. После этого хвою выбрасывали, а водой выпаивали животных. Я немного усовершенствовал эту систему: измельчаю хвою в муку и добавляю в смесь поросятам.
Когда есть поддержка
Рабочий день у фермера начинается ранним утром. Ему во всем помогают супруга Наиля Ильясовна и дети. Они, хоть уже и взрослые и живут вдалеке от родителей своими семьями, не забывают отчий дом. Кроме того, есть два наемных помощника. Натуральное домашнее мясо сельчанин реализует на местном рынке, также продает перекупщикам поросят.
Работа отнимает весь световой день. Тем не менее, несмотря на тяжкий труд, Шабуров не хотел бы ни на кого работать. Он привык быть сам себе хозяином, продолжит заниматься фермерством, пока хватит здоровья. Тем более получает поддержку от Россельхозбанка. На заемные средства приобрел экструдер.
– Сразу большую сумму денег не найдешь, – объясняет Шабуров. – Получаемые от хозяйства средства уходят в оборот. А тут и консультацию получил, и кредит в короткие сроки выдали. Работать так, конечно, намного легче. Но без поддержки местной власти не обойтись. Еще хотелось бы, чтобы отсрочку давали по возврату кредитов. Ведь чтобы на ноги встать, нужно поросенка вырастить, а на это как минимум полгода уходит. Тогда нам, крестьянам, стало бы легче.
«Железный дровосек»
Есть у Тяфика Тагировича тяга к конструированию, любит из металлолома нужное в хозяйстве оборудование делать. Благо списанного добра пока хватает.
– Сама жизнь подсказывает мне идеи, – говорит изобретатель. – Я собираю свои устройства из частей старой списанной техники и ненужного железа. Надо приготовить кашу поросятам – взял и сварил специальный котел, отапливаемый дровами, надо распахивать огород и чистить навоз – сконструировал многофункциональный трактор, пожелал разжиться домашним салом – придумал и сделал коптильню. И так всегда, главное, заце-питься за идею и толково ее раскрутить.
Еще одна задумка, которую реализовал фермер, – двухэтажный сарай. На втором ярусе инициативный сельчанин планирует разводить кур. Для будущих птиц Шабуров создает все необходимые условия, чтобы получать хорошую отдачу:
толстые полы, утрамбованные опилками, побеленные стены, форточки – фрамуги, батарея двухслойная, чтобы и зимой в курятнике было тепло. Также в ближайших планах сельчанина начать массовое производство экструдированных кормов.
– Есть такая шутка: если хочешь потратить деньги быстро – играй в казино, если хочешь совсем разориться – вложи их в сельское хозяйство. Но это не про нас. Если человек любит сельское хозяйство и не боится трудностей, у него обязательно всё получится, – уверен фермер.
Тяфик Тагирович – не научный сотрудник, а обычный деревенский житель, но хозяйство у него сколотилось добротное.
Альбина Азмуханова

НАША СПРАВКА
Экструдирование – наиболее эффективный способ повышения питательной ценности зерновых и зернобобовых компонентов кормовой массы. В процессе приготовления корма зерно подвергается кратковременному, но очень интенсивному механическому и баротермическому воздействию за счет высокой температуры 110-170 °С, давления 4060 атм и сдвиговых усилий в винтовых рабочих органах экструдера, в результате чего происходят структурно-механические и химические изменения исходного сырья. За счет резкого падения давления при выходе разогретой зерновой массы происходит «взрыв» (увеличение в объеме) продукта, что делает его более доступным для воздействия ферментов желудка животных, а также повышает усваиваемость до 90%. В процессе экструдирования крахмал распадается на простые сахара, вредная микрофлора обеззараживается, а витамины и аминокислоты, содержащиеся в злаках, благодаря кратковременности процесса сохраняются практически полностью.
На процесс экструдирования практически не влияют такие факторы, как влажность перерабатываемого продукта и засоренность семенами других культур. Другими словами, минуя процесс сушки и сортировки, производится великолепный корм для скота. Даже обработка влажного залежалого зерна, уже имеющего запах аммиака, превращала зерносмесь в прекрасный корм.
Экструдированные корма незаменимы при откорме молодняка животных: свиней, лошадей, КРС, кроликов и т.д.. Как показывает практика – 90% гибели молодняка происходит из-за болезней кишечно-желудочного тракта, либо инфекций, занесенных через пищеварительную систему. Животное в раннем возрасте наименее защищено именно здесь. Экструдированные корма практически стерильны даже после 3-4 месячного хранения в обычных складских условиях. Даже мясокостная мука, наиболее подверженная бакобсеменению, при хранении (введенная в экструдат) не меняет своих свойств.
При кормлении молодняка экструдированными кормами гибель животных от кишечно-желудочных заболеваний снижается в 1,5-2 раза.
Но и в дальнейшем при переходе на грубые корма животное в раннем возрасте, не измученное кишечными расстройствами, значительно обгоняет своих сверстников в росте.
При влажности комбикорма 12-14% естественное разложение витаминов происходит значительно интенсивнее, чем в экструдатах (7-9%). При экструдировании воздействие высоких температур происходит по длительности 10-12 сек, за этот период времени витамины не подвергаются разрушению. Из практических наблюдений за животными, особенно поросятами, специалисты прекрасно знают, сколько комбикорма при кормлении выбрасывается из кормушки в подстилку, а это 5-8% от общего веса корма. С экструдированными кормами этого не происходит, поскольку животное не «зарывается» в корм, ему удобно поедать корм с поверхности кормушки. Вследствие этого запыленность помещения значительно снижается, что позволяет продлить срок эксплуатации механизмов, электрооборудования, создать лучшие условия для персонала.