Симбирск не всегда был обычным уездным, провинциальным городком. В былые времена он славился на всю Россию и являлся духовным и административным центром Поволжья. В Симбирской губернии было несколько монастырей, огромное количество храмов, в том числе знаменитый кафедральный Троицкий собор. С разрушения последнего, по мнению историков, и начались все беды не только нашей губернии, но и России в целом. Да и Владимир Ульянов, ненавидевший свою малую родину, сыграл большую роль в крахе родного города….

Город дворян
– Прочитав архивные труды ныне покойного Бориса Аржанцева, я многое узнал, в том числе и то, что город Симбирск был в своё время одним из самых значимых городов России, очень духовным, патриотичным, честным, – говорит Виктор Иванович Сахаров, председатель общественного фонда ульяновского историка Б.В.Аржанцева. – Эти выводы нетрудно сделать и из литературы. В 1812-1814 годах для защиты Отечества было создано Симбирское ополчение, в честь которого на Бородинском поле стоит обелиск из чёрного гранита, восстановлена мемориальная доска в храме Христа Спасителя. В Симбирске же по просьбе духовенства и дворянства император Александр I выбрал место и заложил камень Свято-Троицкого кафедрального собора. Представить только – из Петербурга в Симбирск его привезли на лошадях! По тогдашним меркам, преодолеть такое расстояние – это уже подвиг.»
И над Волгой был воздвигнут храм-памятник в честь победы русского оружия над полчищами Наполеона. У нас Троицкий собор появился на 17 лет раньше построенного в честь этой же даты Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и на 47 лет раньше, чем храм Христа Спасителя в Москве. И этому есть объяснение. Когда Наполеон жёг Москву, большинство представителей дворянства с архивами переехали в Симбирск. За четыре года жизни в нашем городе они перезнакомились с местным населением, а коренные жители Симбирска – с литературой, в том числе и прогрессивной, привезённой из Москвы, В те далёкие времена мало какой город мог похвастаться таким количеством интеллигенции на душу населения.

Город церквей
И, конечно же, влияние прогрессивных умов того времени сыграло свою роль в развитии Симбирска. Учитывая, что в то время был информационный голод, не было телевидения, радио, местное молодое население, словно губка, впитывало в себя все правильные идеи, которые и стало воплощать с огромным рвением.
Тогда на чуть меньше чем 30-тысячное население Симбирска приходилось 33 храма, 2 монастыря, 2 духовных училища и семинария. Если бы всё это до сих пор существовало, то наш город был бы просто музеем под открытым небом!
– Троицкий собор в то время был священным не только для симбирян, но и для всего населения нашей страны, защищавшего своё Отечество от иноземных захватчиков, – продолжает Виктор Иванович. – В нём молились участники тех сражений и поминали погибших в той страшной войне. Столетие, со дня победы над Наполеоном Россия праздновала именно в этом храме.
Симбирск же тогда процветал. То время можно назвать «золотым веком» нашего го-рода. По тем меркам он был духовным и административным центром всего Поволжья, А губерния распространялась от Сызрани до Алатыря включительно. Даже Самара тогда была лишь симбирским уездным городом…
В 1864 году во время страшного пожара в Симбирске пострадал и Троицкий собор. 19 августа того же года рядом с ним прогремели два взрыва такой силы, что слышавший их за сорок вёрст от города народ падал в страхе! Страшно было видеть полыхающий купол с покривившимся набок крестом.
…Восстановить собор смогли только в 1868 году. Купол, кстати, хотели вызолотить, и тогда бы он сиял куда как дальше. Но до революции идею воплотить не успели, а после – священникам уже было не до того, чтобы золотить купола. Даже собор не выстоял против коммунистов и был разрушен…

Город-отец цареубийцы
После революции был разрушен не только собор. Тогда сошло на нет всё благополучие Симбирской губернии. И неспроста…
Надо же было такому случиться, что именно процветающий Симбирск породил Александра Ульянова – участника убийства царя. А всё семейство Ульяновых стало семьёй террориста-цареубийцы, и, конечно же, отношение к ним в городе было соответствующее, мягко говоря, крайне негативное. За что город и был наказан. Именно по указке младшего брата цареубийцы Владимира Ульянова были впоследствии разрушены храмы. И не только в его родной губернии, но и во многих других городах России. Этот человек осмелился попытаться убить в людях веру, лишить их религии. У Володи Ульянова уже в юности сформировалась стойкая ненависть к нашей местности и населяющим её людям. А тут ещё после его прихода к власти именно его родной город первым восстал против него, ибо хорошо знал семью Ульяновых. Тогда Ленин отдаёт распоряжение Троцкому подавить восстание в Симбирске 12 сентября 1918 года. Приказ был выполнен. Была уничтожена чуть ли не большая часть населения города. Выжили лишь те, кто успел бежать. И сегодня праправнуки тех людей живут в 142-х государствах.
– Когда советские власти стали утверждать территории, то Симбирская губерния была наказана в очередной раз – её просто стёрли с карты России, – продолжает Виктор Иванович. – Вот так наш земляк расправился со своим родным краем, раз и навсегда похоронив его и лишив истории. И только спустя 25 лет с тех печальных событий, в годы Великой Отечественной войны (1942-1943 г.г.), когда власти снова вывезли в наш го- *ЗЕ22Е род государственные архивы и эвакуировали «оборонку», вновь сформированная область стала называться Ульяновской.

Город заводов и самолётов
И нельзя не признать, что с 1943 года по 1991 год наш регион развивался в ногу со временем и был достаточно благополучным. Нам вновь было чем гордиться. На территории Ульяновской области располагались четыре высших военных училища, развивались заводы, готовились рабочие кадры всех необходимых специальностей, были отлажены воздушные, железнодорожные и автобусные сообщения с другими регионами. И у каждого жителя Ульяновска была уверенность в завтрашнем дне.
– Но вот в 1991 году прошла буржуазно-мафиозная революция и отбросила страну на 50 лет назад, – высказывает своё мнение Виктор Иванович. – Естественно, мы и до сегодняшнего дня не вписались в новую Россию, а признак один – духовная культура. Посмотрите на наших соседей – Самару, Пензу, Мордовию, Чувашию, Татарстан – везде восстановлены или отреставрированы кафедральные соборы на тех местах, где они раньше были. Городам вернули их настоящие имена. Во всех этих регионах неоднократно бывали патриарх и президент. А всё потому, что власти в этих муниципальных образованиях начали возрождать города с возрождения духовной культуры граждан!

Город двух имён
А теперь взгляните на нашу Ульяновскую область. Такое ощущение, что некие силы не дают нам процветать. – Посмотрите по сторонам! – говорит Виктор Иванович.
– Все, казалось бы, благие начинания наших властей часто оборачиваются против народа. Складывается ощущение, словно какая-то неведомая сила мешает процветанию нашего региона, у которого, по большому счёту, есть все данные для того, чтобы вновь стать если не великим, то достойным уголком на карте России. На мой взгляд, всё дело в том, что мы сейчас идём не по тому пути. Мы строим торговые центры, заводы и совсем не озабочены восстановлением духовности нашего края. А ведь Ульяновск не должен быть ни авиационной, ни культурной столицей – он должен быть столицей духовной! Так это было раньше! И если уж на то пошло, то не Ульяновск, а именно Симбирск. Город не должен носить имя человека, который его практически изничтожил. Нужно вернуть нам наше родное имя! Имя, которое в своё время было прославлено и вызывало уважение. И, вдумайтесь, ведь все православные люди нашего региона молятся за город, которого нет. Ведь даже епархия у нас осталась Симбирская! Ульяновской ей никогда не стать! Поэтому я больше чем уверен, что до тех пор, пока мы не восстановим кафедральный собор и не вернём городу его родное имя, нас так и будут преследовать неудачи, а все благие начинания будут заканчиваться ничем.
А всё потому, что, когда люди идут по неправильному пути, им всегда будет дуть встречный, а не попутный ветер…