Эта неделя была очень хорошей: в первый рабочий день все отходили от праздников, в третий – готовились к выходным. Конкурировать с этим может только отпуск. Но даже в такие летние дни нашлись темы, которые можно обсуждать, и люди, о которых можно писать. По факту, эти дни были наполнены обсуждением темы конкуренции.

В ходе непримиримой конкурентной борьбы на информационном поле, Ульяновская область и её губернатор на этой неделе одержали ряд сокрушительных побед! Вышло сразу три рейтинга, отмечающих наши информационные успехи. Во-первых, область на основе данных средств массовой информации была признана самым развивающимся субъектом России. Во-вторых, Серей Морозов вошёл в число самых открытых губернаторов страны. Как бы подтверждая это, на неделе он зарядил непрекращающуюся серию победоносных твитов о своей жизни и работе. Ну и, в-третьих, губернатор вошёл в тридцатку «сильных» руководителей регионов.

Можно выдать очередной бонус главе региона, а из всей этой рейтинговой истории сделать два вывода. Первый заключается в том, что разрыв между информационной политикой и изменениями в реальной экономике или управлении регионом серьёзно увеличивается. Мы так хорошо пиаримся, что реальные дела остаются далеко на заднем плане. Сергей Иванович, пора уже стричь купоны с пиара! Надеемся, что приезд предсказанного нами Владимира Мединского и других московских начальников принесёт не только очередные информационные преференции, но и реальную пользу для региона и его жителей. Второй вывод: все рейтинги вкупе говорят, что наш губернатор – это серьёзно и надолго, а все домыслы о его уходе или отставке – не более чем полёт фантазии.

Подтверждением этому стало тихое принятие решений, касающихся процедур формирования региональной и городской власти. Был принят закон о выборах губернатора, по которому все федеральные рекомендации реализованы в самом консервативном виде. Областные депутаты решили, что представляемые ими граждане не заслуживают права самовыдвижения, поэтому норма, представляющая такую возможность, не вошла в региональный закон. Председатель облизбиркома Юрий Андриенко, готовивший законопроект, объяснил этот шаг отказом «от игры в кошки-мышки под названием сбор подписей». Ему виднее, что это за игра.
Кроме того, в законе до максимума закручен местный «фильтр», сторонником которого является ульяновский губернатор. В поддержку кандидата на выборы необходимо собрать подписи местных депутатов региона. Кандидат должен быть поддержан ими не менее чем в трех четвертях муниципальных образований области. Каждый депутат может отдать свой голос только за одного кандидата, причем его подпись должна быть нотариально заверена. Короче, это называется прямые всенародные демократические выборы губернатора. Трудно представить себе человека, способного собрать необходимые подписи, кроме самого Сергея Морозова.

Тихой сапой прошли и «публичные слушания» по обсуждению изменений в устав Ульяновска. Горожанам, состоящим в основном из чиновников, авторы изменений предложили обсудить проект новой редакции устава, согласно которому в городе вводится смешанная избирательная система депутатов. На что, естественно, городские чиновники получили одобрительные голоса «жителей». Никто не может толком объяснить, зачем нам нужна эта дурацкая система. Пожалуй, только Дмитрий Соснин, заместитель председателя Общественной палаты и по совместительству соратник зампреда областного правительства Николая Доронина, отвечающего за внутреннюю политику, посчитал изменения «шагом к демократии и конкуренции». Очередной шаг к «демократизации» означает всего лишь перестраховку «Единой России» от поражения на выборах. При сложившейся ситуации у партии есть шанс утратить ряд округов и уступить большинство коммунистам. При укрупнении округов единороссы сохранят относительное большинство, выиграв по одномандатникам, и стабильно получат свои тридцать процентов по пропорциональной системе. Таким образом, они обеспечат для себя не менее двадцати мест при реальной поддержке эквивалентной дести местам. Плата за сохранение большинства – увеличение в думе числа оппозиционеров. Всё очень демократично и своевременно. И главное, что председателю городской избирательной комиссии Вадиму Андрееву очень нравится.

Третье решение, ни за что не догадаетесь, касается выборов. Утверждён новый состав областного избиркома, который остался, по сути, старым составом. Это лучше всего символизирует характер политических телодвижений, направленных на сохранение стабильности. Будьте уверены, ничего в вашей жизни в ближайшее время не изменится. Никакой конкуренции! За столь активные действия на ниве стабильности можно дать балл Николаю Доронину. Правда, призовой он будет или штрафной, должны решить читатели. Большинство, мы думаем, за стабильность.

Хотя, стоп! Как же мы забыли о конкуренции со стороны оппозиции? Прошедший праздник – День России – показал наличие серьёзного раскола в обществе. Некоторые считают этот день вовсе не праздничным, вспоминая Советский Союз, в успешной борьбе с которым современное российское государство завоевало независимость. Оппозиция 12 июня проводила свои акции по всей России. Наблюдатели отметили тупиковый характер маршей и митингов. Чего только стоит зачитанная декларация и попытка создать оппозиционный координационный совет. Все эти потуги высвечивают отсутствие у лидеров протеста не только необходимого образования, но и элементарных организационных навыков. Зато на федеральном фоне вполне конкурентно смотрелись ульяновские несогласные, устроившие протестную акцию в одном из городских кафе на свежем воздухе. Региональные оппозиционеры показывают, что какими бы суровыми не были политические законы, всегда можно действовать в правовых рамках и довести репрессии со стороны властей до абсурда. Главное, чтобы силовые органы в порыве страсти не перешли к действиям, за которые потом пришлось бы извиняться и писать прошения об увольнении, а при обыске у конкурентов не обнаружились большие суммы иностранных денег.

Ещё одной показательной сферой конкуренции, связанной с политикой, стала борьба между ульяновским и московским судами за обладание телом Сергея Удальцова. Лидера «Левого фронта» изрядно потроллили ульяновская и московская журналистки, выдвинувшие свои обвинения по одинаковой схеме. Трудно конкурировать с нашей Аней, о которой мы обещали больше не упоминать, но вынуждены это сделать в связи с тем, что на этой неделе обсуждались подробности организованной против Удальцова спецоперации. Оказалось, что Анна Удальцова – провокатор со стажем, что свои действия она согласовывала с людьми из «партии честных и порядочных людей», в том числе и непосредственно отвечающих за честность политической конкуренции. Также комментаторы обратили внимание на тот факт, что свидетели Анны узнали об её избиении с её же слов. Несмотря на эти очевидные признаки политического троллинга, беспристрастный суд решил силой доставить Удальцова 20 июня на Родину Ленина. Собственно ему нечего бояться: даже если его признают виновным в побоях милой студентки, прогуливавшейся мимо митинга, максимальное наказание за такой проступок – 160 часов обязательных работ. Именно такое наказание на этой неделе получил ульяновский депутат-единоросс за избиение супружеской пары. Если всё случится, то политик будут наперегонки мести улицы, осуществляя межпартийную конкуренцию.

Что касается Анны, то ей придётся конкурировать в информационном пространстве со своей бывшей соседкой, всуе упомянутой нами в прошлом обзоре – с Евгенией Миланской. На этой неделе она была объявлена в розыск оренбургской полицией, как причастная к мошенничеству. Трудно комментировать данную информацию. Одни усмотрели в ней происки бывшего мэра Сергея Ермакова, желающего вернуться в политику в качестве депутата гордумы. Другие считают Евгению настоящей аферисткой, которая, подставив Ермакова, сделала первый шаг к тому, чтобы обманывать доверчивых дедушек и бабушек Оренбургской области. Усомнившись в ясности ситуации, предположим, что Миланская либо стала жертвой информационного недоразумения, либо оказалась в плохой компании и уже находится за границей. Будем следить за развитием событий.

Евгения, если всё написанное о ней подтвердится, – не единственный бывший ульяновский предприниматель, который готов пуститься в бега. На этой неделе о своих проблемах говорили и вполне успешные и честные бизнесмены. Поводом стал пресловутый земельный вопрос. Опыт показывает, что получить легальным путём землю или разрешение на строительство капитальных построек в Ульяновске практически невозможно. Зато околовластные и щедрые предприниматели получают разрешения на строительство и вырубку деревьев хоть в самом центре города без особых проблем и без предварительной огласки. Для развития нашего мегаполиса такой подход губителен, поэтому на этой неделе было принято, казалось бы, мудрое решение о возможности конкурентного выкупа земли. Но выкуп этот возможен только с аукциона!

На самом деле это означает, что арендаторы и владельцы временных строений автоматически лишаются права приоритетного выкупа своих участков и возможности капитального строительства. По факту проводится массовая зачистка городской земли от мелких предпринимателей. Что касается счастливых владельцев земли, то и они в последнее время жалуются на непомерную тяжесть земельных налогов и мечтают избавиться от участков и строений. Опросив несколько представителей малого бизнеса, мы пришли к выводу, что городские власти нисколько не способствуют развитию этого вида деятельности. У наших респондентов сложилось стойкое убеждение, что с нашим государством нужно иметь как можно меньше «точек соприкосновения»: не владеть землёй, не строить предприятия и не развивать магазины. И, главное, не платить налоги!

Корень проблем предпринимательства заключается в том, что государству не выгодно развивать этот сектор. Бенефициары бюджетных финансов заинтересованы в увеличении налоговых поступлений за счёт крупных иностранных инвесторов и федеральных вливаний. Мелкий же бизнес, как правило, уклоняется от налогов, поэтому возиться с ним – неэффективно, а использовать в качестве дойной коровы – вполне возможно. Особенно, если сидеть на таком хорошем ресурсе как земля. Куда податься, если родную почву выбивают из-под ног? Всё это – нечестная конкуренция с использованием власти.

Впрочем, проблема отсутствия конкуренции по вине чиновников на этой неделе обсуждалась и на федеральном уровне. Премьер Дмитрий Медведев указал на то, что министры его правительства не заинтересованы в какой-либо конкуренции и поручил с 2013 года в корне изменить ситуацию. Кстати, на уровне Владимира Путина готовятся мероприятия по распространению опыта Ульяновской области работы с бизнесом. Интересно, чем мы можем похвастаться, кроме иностранных заводов, с которыми русские предприниматели в поисках поддержки не выдерживают никакой конкуренции? Иностранным инвесторам мы предлагаем самые лучшие условия, а своим людям – только прессинг. С точки зрения экономической теории это не может называться конкурентной средой.

Ситуации в российских политике и в бизнесе очень схожие. Те, кто имеет доступ к власти, выдавливает с помощью неё конкурентов и делит с друзьями причитающиеся дивиденды. Только Улпресса остаётся вне досягаемости происков недоброжелателей и сохраняет конкурентоспособность. Читайте нас!