Виктория Чернышева
В Ульяновске в день 200-летия Ивана Гончарова открылся отреставрированный дом писателя. Скромный, по федеральным меркам, музей, превратился в историко-мемориальный центр: на 2200 квадратных метрах разместилась экспозиция, рассказывающая о жизни именитого симбирянина и создании им романов, прославивших его на весь мир; большой торжественный и конференц-залы, научно-исследовательский и детский музейный центры.

В планах – открытие литературного и детского кафе. Пожалуй, впервые в России, на базе одного музея создали многофункциональный центр, который будет интересен и семьям с детьми (они могут прийти сюда на весь день), и ученым, пишущим научные труды.

В реставрацию дома Гончарова в общей сложности было вложено 158 миллионов рублей: 99 миллионов из федеральной казны, 59 миллионов – из региональной. Еще 30 миллионов область потратила на создание экспозиции.

Веяние времени – старинная мебель и книги соседствуют с плазменными панелями, на которых посетители смогут посмотреть фильмы, поставленные по романам писателя, узнать об истории создания музея, в режиме онлайн увидеть, как менялся сам дом, построенный в конце XVIII века.

– Этот центр – пример современного музея XXI века. Новейшие технологии, использованные для ознакомления с экспонатами, совмещены с бережно сохраненной стариной. Во время экскурсии мы смогли проследить за жизнью Ивана Гончарова от рождения до последних дней его жизни, не выезжая из Ульяновска. Очень интересный с точки зрения познания той эпохи музей, – поделился впечатлениями первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин.

Дом в доме

У дома Гончарова есть своя тайна – это “дом в доме”: наружные стены, построенные уже, когда писатель уехал из Симбирска, скрывают постройку оригинального дома Гончаровых.

– Дом построил отец писателя. В 1864 году здание пострадало от пожара, который бушевал в Симбирске – в то время дом был в собственности брата Гончарова Николая. Он решил, что не сможет его восстановить, и здание купил купец Карл Юргенс, основавший первый симбирский книжный магазин. Изначально дом был двухэтажным, но затем, в конце XIX века, Юргенсы решили расшириться, сделать пристрой. Таким образом, здание, где родился писатель (здесь сейчас находится мемориальная зона), находится сейчас внутри трехэтажного дома, – рассказала заместитель директора по научной работе ульяновского областного краеведческого музея Ольга Бородина.

На втором и третьем этаже дома Гончарова долгое время располагалась вечерняя школа, остальную часть занимал музей. В 2007 году вышел указ президента РФ, а затем постановление федерального правительства о подготовке к празднованию 200-летия писателя. Тогда же было решено отдать музею все здание и кардинально обновить экспозицию. Здесь можно пройтись по старой улочке Симбирска, сфотографироваться в беседке, изучить огромное генеалогическое древо семьи писателя, увидеть, в какие игрушки он играл в детстве.

Мебель в комнатах мемориальной части – отреставрированные вещи второй половины XIX века. Обстановку восстановили по аналогиям, описаниям интерьеров того времени. Подлинные вещи, принадлежащие Гончаровым, рассредоточены по всей экспозиции. В кабинете отца писателя, например, есть уникальный экспонат – летописец семьи, в котором есть запись, что 6 (по новому стилю – 18-го) июня 1812 года родился сын Иван.

Музей для “Биг Бэна”

В доме Гончарова находится уникальный музей одного экспоната – часов, установленных на башне здания, которые местные жители называют ульяновским “Биг Бэном”. В небольшом зале можно воочию увидеть работающий до сих пор точно, до секунды, механизм с огромными гирями.

– Это настоящая реликвия нашего города – родовая память, которую любили одинаково при всех режимах, – рассказывает заведующая отделом истории областного краеведческого музея Валерия Лосева. – Важно, что такой музей часов открылся в нашей стране, где довольно небрежно относятся к памятникам техники.

Часы фирмы “Кук и сыновья” имеют сложную историю: их заказал в Англии для Симбирска местный помещик, граф Орлов-Давыдов. В 1869 году часы установили на колокольне Спасо-Вознесенского собора, где крестили Гончарова. В советские времена храм разрушили. Английские часы оказались единственным “неидейным” предметом, спасенным с собора – их вывез на подводах смотритель, ухаживающий за ними с 1888 года. Раритет долго хранили в подвале местного горкомхоза. В 1943 году местные власти задумались о том, чтобы установить часы в городе – был даже проект закрепления их на столбах. Но на свое нынешнее место – в башенке, пристроенной к дому Гончарова они попали лишь в 1974 году.

С того времени за часами смотрит Анатолий Фролов, усовершенствовавший, вместе с коллегами, их механизм (раньше для гирь весом в 12 и 25 пудов требовалась шахта глубиной 21 метр; сейчас же, благодаря электроприводу, нужна высота лишь в полтора метра). Время отмеряет колокол, отлитый 225 лет назад и снятый с храма в селе Головкино Старомайнского района – его использовали в качестве набата в местной пожарной бригаде.

– Хотите верьте, хотите нет, но похоже, что взлеты и падения в жизни города связаны с этим часами. Когда у властей доходят до них руки – идет подъем, – говорит Лосева. – А потому этот музей можно назвать “Время и его люди”.

Возвращение Гончарова

На открытие обновленного музея приехал уроженец Ульяновска художник Никас Сафронов. В дар виновникам торжества он преподнес картину, на которой изобразил дом Гончарова. Художник рассказал, что написать ее его попросил министр культуры РФ Владимир Мединский, который сам прибыть в Ульяновск, к сожалению, не смог из-за неотложных дел.

– Гончаров для меня – это русский быт, описание жизни людей XIX века, и лень, и патриотизм, и гостеприимство, и любовь поспать, полениться… Купечество, крестьянство, крепостное право, любовь к Волге. Это литературный персонаж – для меня Илья Ильич Обломов – это и есть Иван Александрович Гончаров. Думаю, он описывал самого себя, свой внутренний мир – каким он хотел бы быть. Гончаров – это история России. По значимости он, возможно, уступает Пушкину, как “величине номер один”. Но Иван Александрович, на мой взгляд, один из самых великих русских писателей. Он так описывал красоту России, что люди хотят сюда приезжать, посмотреть, как живут русские сегодня, – поделился с корреспондентом “РГ” эмоциями Никас. – У меня есть мечта, связанная с Гончаровым. Я узнал, что бюст писателя, установленный около Карамзинской библиотеки, стоит на пьедестале, где когда-то стоял памятник Столыпину. В Италии было отлито два таких памятника: один попал на этот камень (позже его выбросили в Волгу), а второй находился в Киеве. Я попросил тогдашнего президента Украины Леонида Кучму, чтобы он разрешил мне отлить копию. Хотел восстановить историческую правду, вернуть Столыпина в Симбирск, а бюст Гончарова вернуть в Художественный музей, где он находился ранее. Но оказалось, что памятник перевез к себе на дачу какой-то “новый украинец”. Попробую через нынешнего президента Януковича еще раз вернуться к этому вопросу.