Лев Валкин – инженер-программист из Ульяновска, более 10 лет проживающий в Силиконовой долине (Калифорния, США). Один из основателей и технический директор компании Echo, занимающейся разработкой платформы, которая позволяет быстро реализовать интерактивные приложения для социальных сайтов.

ИА REGNUM: Расскажите пожалуйста, историю создания Вашей компании.

Я живу и работаю в Силиконовой долине, США. В этом месте воздух пропитан бизнесом, инновациями, меритократией. Зайдя в кафе или в ресторан, совершенно нормально услышать, как за соседним столиком обсуждают новый стартап, либо увидеть студента, погрузившегося в учебники по языкам программирования или математике. Однажды я был поражён тем, как уставшая камбоджийская девочка, продающая за прилавком пончики, после обслуживания очередного клиента продолжила читать толстенный том по органической химии – она готовилась поступать в известный местный колледж и не без оснований рассчитывала на социальный лифт в будущем. В такой среде сложно удержаться от того, чтобы не начать придумывать стартапные идеи и пробовать их реализовать. В конце 2006 года я в качестве эксперимента сделал встраиваемую систему комментариев для веб-сайтов, первую в своём роде. Первым “клиентом” была моя жена, которая занималась фриланс-разработкой веб-сайтов на заказ. Чрезвычайная простота установки позволила быстро набрать первые несколько тысяч клиентов, получить бизнес-контакты и венчурные инвестиции. В 2007 я оставил свою работу в Cisco и полностью сосредоточился на управлении компанией и разработке продукта. Бизнес-модель несколько раз менялась, сталкиваясь с реальностью и ограничениями тех рынков, которые мы пытались захватить. Сейчас наша задача – сделать так, чтобы все веб-сайты стали живыми и интерактивными в реальном времени. Для этого мы разрабатываем линейку продуктов, позволяющих быстро собрать динамичные и интерактивные приложения для социальных сайтов. Например, на основе наших технологий работают сайты Washington Post и Леди Гаги, а на кабельных каналах США выходят телевизионные программы, в которых интерактив обеспечен нашими продуктами.

ИА REGNUM: На Ваш взгляд существует ли нехватка квалифицированных кадров?

Нехватка кадров. Представим ситуацию, при которой нет недостачи квалифицированных кадров. Это не приведёт к снижению остроты проблемы с кадрами, а только лишь к увеличению наукоёмкости решений и повышению конкурентоспособности компаний. То есть, совсем решить проблему нехватки квалифицированных кадров, наверное, нельзя, но можно, в процессе попыток решения, получить качественный скачок в развитии экосистемы и компаний.

В нашей компании мы видим проблемы с кадрами повторяющимися, несмотря на разницу материков, культур и программ обучения в вузах. Изначально мы пытались нанимать местных программистов в Силиконовой долине, но не особенно преуспели в этом. Конкуренция за людей очень высока, все стараются предложить уникальные условия. Сложно соревноваться с Гуглом и Фейсбуком и предлагать существенно лучшие условия, особенно на ранней стадии образования стартапа. В какой-то момент мы решили посмотреть на ситуацию в Ульяновске, откуда я родом. Выяснилось, что в Ульяновске тоже есть острая конкуренция за людей, но мы, как работодатель, уже выглядим существенно привлекательней многих других. И дело не только и не столько в зарплате. Например, каждый наш сотрудник получает опцион, многие сотрудники работают из дома, мы платим полностью белую зарплату, делегируем принятие решений. Это стандартные условия для долины, но в Ульяновске они оказались весьма привлекательными, в некоторых аспектах инновационными. Но вечное перетягивание специалистов у других компаний – это не устойчивый выход из проблемы с кадрами, когда количество компаний растёт, а количество студентов, покидающих стены учебных заведений, остаётся тем же самым. Если проследить источник проблем, мы сначала отмечаем проблемы с подготовкой студентов в вузах (количество и качество). При дальнейшем размышлении очевиден недостаток мотивации школьников идти на технические специальности. А ещё далее можно отметить наличие разрушительного, создающего смещённые в сторону развлечений и потребления, информационного фона, идущего из телевидения и других средств массовой информации. Где-то мы, некоммерческое партнёрство компаний ULSK.IT, можем помочь, организовав обучение студентов, спонсируя или организуя конференции или благоприятную интеллектуальную среду для IT-специалистов в Ульяновске. Тем самым снижая отток ульяновцев в другие регионы и мотивируя студентов. Но в других областях наши собственные возможности заканчиваются и приходится кооперироваться с государством.

Чего бы точно не хотелось делать – это организовывать своё обучение специалистов от школьной скамьи и до конечного трудоустройства. В подобном случае тотальной социальной ответственности останется ещё купить свой асфальтоукладчик, и можно будет вообще прекратить платить налоги. Всё-таки, кое-какие участки ответственности нужно оставлять государству, и достойное школьное, и, наверное, вузовское обучение – одна из таких вещей.

ИА REGNUM: Какие перспективы развития Ульяновской области Вы видите?

Не могу говорить за всё, что происходит в Ульяновской области, но в секторе информационных технологий видится следующее. В Ульяновске есть очень много негативных моментов, старых и нарождающихся. Например, казанский Иннополис, будучи отличным проектом сам по себе, грозит существенным оттоком кадров из Ульяновска, а также конъюнктурной невозможностью повторить подобное на ульяновской земле: поволжский регион не выдержит подобного скопления иннополисов на маленькой территории. Ещё одна проблема в том, что в Ульяновске, несмотря на довольно высокую концентрацию IT-специалистов, нет ключевой компетенции. А это довольно плохо для города такого размера, всё же Ульяновск – это даже не миллионник. Разные компании делают разные продукты, это не позволяет обмениваться опытом, не создаётся экосистема IT-специалистов. Необходимо предложить какую-то ключевую IT-тему, вокруг которой будет кристаллизоваться внимание и усилия заметного количества людей. Поэтому, ответ, я считаю, должен находиться в развитии уникальной компетенции в каких-либо научно-прикладных областях, и в этом отношении без инициативы местных вузов никуда не деться. Подчеркну, что это не должны быть чисто прикладные темы, типа создания веб-сайтов – нужна уникальная экспертиза, которую сложнее повторить где-то ещё. У меня есть несколько идей по этому поводу, и запланированы переговоры с представителями вузов. Попробую “продать” идеи.

ИА REGNUM: Сможет ли Ульяновск стать второй Силиконовой долиной?

Не сможет. Ульяновская область, как я уже упомянул, находится в проигрышном положении по множеству параметров. Одна из главных особенностей силиконовой долины – это благоприятная среда для бизнес-инноваций. Никакими подготовками IT-специалистов и развитием IT-компаний это не решить. Это масштабная задача для государства, с его возможностью влиять на инвестиционный климат, законодательство об акционерных обществах, на пристрастность судов и криминальную отчуждаемость имущества. Без экономических свобод и защиты личности и имущества построить вторую долину невозможно вообще нигде. Но вместе с тем, у Ульяновской области есть нереализованный потенциал в рамках имеющихся ограничений. Задача-минимум должна стоять в реализации этого потенциала, а не в попытке скопировать историю успеха мировых центров коммерциализации исследований.

ИА REGNUM: Оказывает ли государство поддержку?

В дискурсе про Сколково вновь и вновь возникает тезис про важную роль, которую государство играло в становлении Силиконовой долины. Однако, это полуправда. Не вдаваясь в детали, скажу что влияние государства на формирование долины сильно преувеличивается, и явно в пользу принимаемых сейчас на высшем уровне решений. На самом деле устойчивость феномена долины в том, что экосистема зародилась снизу, от инициативных людей, и всегда репродуцировалась пассионариями независимо от количества и качества государственной поддержки. Главная поддержка, уже оказанная государством, например, через освещение разработки Сколково, – это внесение тезиса о важности IT и инноваций в головы чиновников. Это действительно чрезвычайно облегчило отношение с государством тому, кому эти отношения нужны. Конкретно нашей компании государство оказало поддержку чисто номинальную – “позволило” зарегистрировать первое в Ульяновской области представительство иностранной компании. Но большего и не требовалось.

Если же говорить шире, об инициативах некоммерческого партнёрства ULSK.IT, таких как намечающееся мероприятие ULCAMP, которое будет проходить на берегу Волги 29 июня по 1 июля (ulcamp.ru), то конкретная и ожидаемая помощь государства сопряжена и с существенными сложностями в её получении. Связанные антикоррупционными законами государственные органы вынуждают тратить огромные усилия на преодоление всех бумажных условностей, которые на деле от коррупции не защищают, а помехи в работе контрагентов создают. Так что я бы сказал, что желание государства помочь (и оно есть!) пока почти нивелируется сложностями в получении этой помощи. Но прогресс в отношении государства к IT-сфере виден, надеюсь, что он будет продолжаться.