История с арендой Пальцинского острова на Волге продолжается. Напомним, часть острова арендована ООО «Остров», несмотря на то, что он является особо охраняемой природной территорией. Этот статус налагает на территорию ряд ограничений, в том числе по количеству одновременно пребывающих на ней людей. Экологи же считают, что проект освоения, предложенный арендаторами, негативно отразится на острове. Областное минприроды подает на арендатора в суд с требованием признать недействительным договор аренды.

Как нам сообщила председатель региональной Экопалаты Нина Благовещенская, на следующий день после появления в СМИ информации об аренде были направлены письма руководителю Управления Федеральный службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, председателю регионального комитета Госэконадзора, в природоохранную прокуратуру Ульяновской области, губернатору Ульяновской области, а также в региональное министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии.

В письме экологи напомнили специалистам, что Пальцинский остров является действующей особо охраняемой природной территорией (распоряжение главы администрации Ульяновской области №1190-р от 21.11.1994 года).

«…При планировании строительства ООО «Остров» разнообразных объектов отсутствует экологическая экспертиза проекта, а сам факт аренды входит в противоречие с федеральным законом №33 «Об особо охраняемых природных территориях» и статьёй 24 федерального закона №52 «О животном мире», – отмечают в письме экологи.

По их мнению, планирующиеся строительные работы и хозяйственная деятельность приведут «к разрушению островных экосистем и утрате редких видов занесённых в Красную Книгу РФ». В связи с тем, что «предполагаемое хозяйственное освоение противоречит охранному режиму данного ООПТ (запрет посещения одновременно более 20 человек, вырубка деревьев, вытаптывание степи, земельные работы и т.п.)», Экопалата просила принять меры и сообщить им об этом в ближайшее время.

По словам Благовещенской, на данный момент ответ поступил только от минприроды: они сообщили, что подают иск в суд о признании недействительным договора аренды (подписан бывшим руководителем ведомства Вячеславом Кубликом).

Впрочем, как нам рассказала Нина Благовещенская, арендатор тоже имеет намерение судиться и хочет подать в суд на экологов.

«Мы готовы идти в суд. Не отдадим остров!», – говорит председатель Экопалаты и объясняет, чем может грозить создание на острове рекреационной зоны.

Пальцинский остров – это уникальный кусочек реликтового леса. После затопления Волги у нас остался лишь этот маленький островок, на котором сохранился тот самый лес. Это уникальный биоценоз, которому порядка восьми тысяч лет, говорит Нина Благовещенская. Здесь сохранились сосновый лес и ковыльная степь – уникальное сочетание, причем на коренных участках, сохранившихся в таком состоянии, в котором они были до вмешательства человека.

Заверения арендаторов о том, что лес рубить не будут, а возводить места отдыха собираются на свободных участках, экологов не успокаивают.

«А степи с уникальными растениями? – говорит Нина Благовещенская. – Начни рубить –пропадет лес, начни строить на открытых площадках – пропадет степь. А это участки, ради которых особо охраняемая природная территория и создавалась! Она просто исчезнет при рекреационной нагрузке и, в частности, при вытаптывании».

Кроме того, данная территория является местом отдыха и гнездования птиц, поэтому здесь и необходимо обеспечение тишины. Для этого и введены ограничения по количеству одновременного пребывания не более 20 человек.

Свое заявление сделал и председатель регионального комитета Госэконадзора Константин Долинин. В частности, он отмечает, что на данной территории строительство любых сооружений запрещено, так же как запрещены уничтожение древесно-кустарниковой флоры, сбор растений, посещение колоний чайковых в период гнездования, разработка песка. В заявлении он говорит и о том, что на острове запрещено пребывание одновременно более 20 человек. И в целом, в охранной зоне острова запрещена любая хозяйственная деятельность.

Также он напоминает, что «проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях ООПТ регионального и местного значения, в данном случае намечаемая деятельность по благоустройству и созданию мест отдыха, подлежит государственной экологической экспертизе регионального уровня, проводимой Минприроды Ульяновской области. Таким образом, заявленное ООО «Остров» использование острова для отдыха будет являться незаконным, а проводимая им в настоящее время (период гнездования птиц) очистка территории от мусора – недопустимой».

То есть и в Госэконадзоре считают передачу в аренду лесного участка на острове Пальцинский незаконной.

Свое мнение по данной ситуации высказал и губернатор Сергей Морозов: «Высказал свое неудовольствие по договору аренды между Мин-вом и ООО «Остров» о долгосрочной аренде 50% территории Пальцинского острова, – написал он в своем твиттере. – Договор был заключен в 2010. На острове-пеньки (несанкционированная рубка), 5 свалок отходов и т.д. По результатам проверки поручил рассмотреть вопрос расторжения договора аренды».

Как нам сообщили в областном минприроды, они подают в суд иск о признании недействительным договора аренды в связи с нарушением законодательства об охране особо охраняемых природных территорий при заключении договора аренды.

Кстати
Министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Дмитрий Федоров отметил, что просчитанная пятнадцать лет назад рекреационная нагрузка посетителей ООПТ требует пересмотра. Отдельным вопросом является и размещение объектов отдыха и рекреации, даже таких на первый взгляд безобидных, как например открытые террасы и места под палаточные лагеря.

Также он говорит и о другой проблеме: лесных ООПТ, вошедших в состав арендованных территорий. Дело в том, что, по его информации, лесное и земельное законодательство закрепило право собственности на данные территории за Российской Федерацией.
Действующий Лесной кодекс разрешил их передать в аренду в составе укрупненных участков для целей заготовки древесины.

«Хорошо это, или плохо для ООПТ?, – задается вопросом в своем блоге министр. – Сегодня арендодатель в лице Минприроды Ульяновской области может проконтролировать арендатора на предмет выполнения работ по поддержанию их природоохранного режима… Вывод областных «лесных» ООПТ из состава арендованных участков, автоматически подвешивает в воздухе все эти проблемы, потому, что они финансово не обеспечены. Лес по законодательству так и остается в федеральной собственности, из этого вытекает, что областной бюджет не сможет потратить средства на исполнение федеральных полномочий».

Если уход за парком или родником можно поручить школьной экологической дружине или школьному лесничеству, то такой выход не реален для ООПТ, значительно удаленных от населенных пунктов, считает Федоров. «Надеюсь, совместно с заинтересованными экологами и общественными организациями найдем правильное решение, как поступить», – отмечает министр.