Знаменитая фраза «Яндекс. Найдётся всё» – создала проблему российскому поисковику. Креативный директор ульяновской газеты «Новый град Симбирск» Денис Коркодинов подал иск против компании в Хамовнический районный суд Москвы. Он обвиняет Яндекс в использовании недостоверного рекламного слогана.

Денис Корокординов рассказывает, что пытался найти с помощью Яндекса интернет-сайты ряда региональных СМИ, однако обнаружил, что они не проиндексированы поисковой системой.

«Как следует из текста рекламного слогана ответчика, ООО «Яндекс» официально гарантирует, что с помощью его поисковой системы пользователи сети Интернет смогут найти абсолютно всё, что бы ни искали. Тем не менее, в сравнении с другими поисковыми системами, ООО «Яндекс» демонстрирует, что абсолютно всё, интересующее пользователей, оно гарантировать не может…» – объясняет Денис Коркодинов. Таким образом он делает вывод, что слоган «Яндекс. Найдётся всё» содержит недостоверную информацию, и требует от поисковика его публичного опровержения.

Кроме того, Денис Коркодинов указывает, что применение Яндексом фильтров АГС-30 и АГС-17 препятствует индексации ряда сайтов, что ограничивает права граждан на поиск и получение информации и противоречит Конституции России.

Помимо опровержения и требования признать фильтрацию неконституционной, журналист хочет взыскать с Яндекса компенсацию в размере 10 млн. руб. за нанесенный моральный вред.

“По иску может быть немало, так скажем, формальных сложностей, – комментирует ситуацию Вадим Колосов, глава «Юридической фирмы Вадима Колосова» – В судебной практике пока нет определенности, можно ли информацию о своей деятельности, размещенную на сайте, рассматривать как рекламу. Но существует тенденция к тому, что нельзя. Иначе можно было бы засудить почти каждую радиостанцию за то, что на ней в той или иной форме говорится, у нас только хиты, у нас лучшая музыка и т.п.

По сути, фраза “Найдется все”, с одной стороны, может рассматриваться как реклама. Тогда она недостоверна и может вводить в заблуждение. С другой стороны, люди, хоть немного понимающие в Интернете, не рассматривают категоричность слогана как характеристику товара, а соответственно, сложно говорить о недостоверности. Например, слоган какого-нибудь супер-маркета “Для Вас достанем качественные продукты хоть из-под земли”, очевидно, не будет восприниматься буквально, а потому его нельзя рассматривать как недостоверный.

Думается, что одним из аргументов поисковой системы в свою защиту может быть также и то, что слоган, является товарным знаком (свидетельство 309375), а согласно сложившейся судебной практике товарный знак можно использовать, пока его регистрация не оспорена.

Яндекс также может ссылаться на регистрацию как на подтверждение того, что профессиональный и компетентный орган (Роспатент) уже проверил слоган на соответствие законодательству и на то, что потребитель не будет вводится им в заблуждение (ст. 1483 ГК РФ, в частности п. 3). Это не значит, что Роспатент проверяет обозначения на соответствие рекламному законодательству, однако именно в данной ситуации у Яндекса есть основания использовать регистрацию как один из аргументов.

Попытки истца оспорить механизм индексирования кажутся тщетными, так как Яндекс сам вправе выбирать, что и как индексировать”.

Александр Яковлев, юрист коммерческой практики компании Rightmark group согласен, что будет достаточно сложно доказать, что таким слоганом Яндекс распространяет в отношении себя недостоверную информацию и вводит в заблуждение пользователей поисковой системы.

В Яндексе Телекомблогу сообщили, что не могут давать комментарии до тех пор, пока не получат иск.

Предварительное заседание суда назначено на 2 июля.

С копией иска можно ознакомиться в блоге Дениса Коркодинова.