Легенды старого Симбирска холодят кровь! Свияга в прошлом веке кишела кладами Стеньки Разина, нечистью и живыми волками, извергала из своей пучины призрачную коляску с кучером, а по берегам её прогуливался страшнющий солдат-привидение! Каких загадочных персонажей можно встретить на современных «Песках» летними ночами и сегодня  – узнаете из нашего рассказа.

Свияге принадлежала очень важная роль в жизни старинного города. Её воды, «ближайшие к Симбирску», на протяжении столетий поили, обстирывали, отмывали горожан. Городские купальни на свияжском берегу относились к числу любимых мест летнего отдыха горожан. Созданное в 1877 году Городское общество спасания на водах летом учреждало на Свияге сразу три спасательные станции, обходясь всего двумя станциями на могучей Волге.

Зачарованное место

Через каких-то сорок лет после основания Симбирска на реке Свияге началось строительство казённой мукомольной мельницы. Реку перегородили плотиной, и она образовала существующий вплоть до нынешнего времени пруд. В 1691 году симбирянин гостиной сотни, то есть купец, Иван Андреев заарендовал только что выстроенное казённое мукомольное заведение.

В 1706 году аренда перешла к его сыну Ермолаю Ивановичу, а в 1736 году – к внуку Василию Ермолаевичу Андрееву. По их фамилии за прудом устойчиво закрепилось название Андреевского.

Надо сказать, что свияжские – или андреевские – берега оставались весьма глухим, необжитым местом. Даже при Советской власти, например, в марте 1926 года, «на Московской улице, около бань», здесь можно было повстречать живых волков. Что уж говорить о временах более далёких и менее просвещённых!..

Как известно, народное сознание традиционно определяло мельницы и запруды на реках как места обитания нечистой и недоброй силы. Вспомните пословицу про тихие омуты, в которых черти водятся. Подобные места отталкивали и одновременно притягивали, ибо дружба с чертями либо победа над нечистью сулили богатство, силу и власть, так притягательные для всякого.

Где нечисть, там и клады

Считалось, что свияжские берега и спускавшиеся к реке склоны скрывали несметные сокровища, зарытые не то казачьим атаманом Стенькой Разиным, не то здешними купцами-“мильенщиками” Твердышевыми. К поиску сокровищ прилагали усилия многие поколения горожан, и даже будущий вождь мировой революции, кудрявый гимназист Володя Ульянов.

Чтобы стать обладателем сокровища, мало иметь лопату и карту с помеченным крестиком местом. Считалось, что клады выдавали себя разнообразными видениями – то это ночные огоньки, то невесть откуда бравшийся козлёнок, блеявший человеческим голосом (указывали, что один подобный как раз наблюдался в свияжских окрестностях), то разнообразные призраки, впору форменному фильму ужасов.

Все клады стерегла нечисть. Совладать с чертовщиной было самой серьёзной частью поиска кладов. Молитвы и заговоры, пасхальные яйца и амулеты – вот арсенал основных орудий кладокопа. И ещё – отменный альтруизм: кладом требовалось делиться в равных долях со всеми вовлечёнными и случайно встреченными в процессе работы лицами. От корыстолюбца клад тотчас проваливался в тартарары!

Привидения и видения

Как раз в створе улицы Ленина, а в старину называвшейся Богоявленским съездом, можно было повстречать пугающего персонажа. Его определяли как «страшного роста» солдата: «глазищи как плошки, рот до ушей, нос кривой, как чекушка, руки, что твои грабли, рыло всё на сторону скошено».

Призрак, будто, даже гонялся с криками за одинокими прохожими, являясь из омута у мельничной плотины. Пуганые прохожие легко спасались от привидения бегством, так как далеко от Свияги солдат не отдалялся. Побродив по берегу, попугав и погоняв случившуюся публику, он уходил в воду всё у той же плотины – ждать следующего раза.

Иногда всё из того же Андреевского пруда выезжала целая коляска, запряженная тройкой лошадей, с ухарем-кучером на облучке, с мальчишкой-казачком на запятках и с толстым барином в гусарском мундире. Коляску всегда видели перед сумерками, исключительно летом, в самые знойные его дни. Экипаж с шумом и звоном, с колокольцами и свистом ямщика пролетал Конно-Подгородную слободу (современные «Пески»), выезжал на большую Московскую дорогу – и внезапно, как появился, вдруг исчезал, растворялся в душном мареве.

Впрочем, теперь от привидений и кладов, кажется, остались одни воспоминания…

Автор – Иван Сивопляс

Иллюстрации Елена Лизиной