Они постепенно заполняют все сферы нашего бытия.

В деревне Дубки после реконструкции купленной им деревенской избы наглухо запил поэт и эссеист, мой давний приятель Андрей Бобров.
Случилось это так. Следовало переделать избу (поменять старую тесовую крышу на шиферную; заменить два подгнивших снизу венца; обновить электропроводку и пробурить скважину для воды). Сделать все это, (кроме скважины) напрашивались плотники-самоучки из соседнего поселка Чабры.
Однако мой гуманитарно подкованный приятель мастеровым мужичкам не поверил — и решил нанять ремонтников из города по объявлению. А объявление, напечатанное в газете «Из рук в руки» гласило: «Все виды работ по благоустройству домов, дач, коттеждей! Бурение скважин! Качественно! Быстро! Квалифицированные мастера с дипломами!!!»
Приятель клюнул на слово «Квалифицированные» Набрал номер – и тут же в деревню прибыла строительно-монтажная группа. Добрые молодцы в фирменных комбинезонах, со значением на лицах, внушали не просто доверие, но и почтительное уважение. Бригадир подчеркнул: «У нас только профессионалы трудятся. Фирма веников не вяжет!»
Работа закипела.
За две недели и крыша была перекрыта и венцы были заменены, и электропроводка протянулась от уличного столба к избе.
Скважину пробурили с помощью какого-то электроагрегата на раме («Ноу-хау! Последнее слово в бурении!» – многозначиетльно подчеркнул бригадир). Опустили туда пластиковые трубы — и выдал погружной насос некую белесую жижу…
Раскачка идет! – объяснил начальник дипломированной бригады. – Все делаем по науке. Через неделю хрустальная водичка пойдет!
Щедро расплатившись с мастерами мой повеселевший приятель стал обживать дачу.
Однако радостные дни продолжались недолго. Огорчения начались с крыши: она протекла после первых же летних ливней. Выяснилось, что «дипломированные» кровельщики неправильно уложили шиферные листы…
Дальше — больше. Осенью вдруг стали трескаться стекла в окнах, потому что — как подсказали деревенские — под угловые венцы «мастера» не подложили фундамент. И изба снова пошла оседать.
Вода в скважине так и не появилась.
Но самую большую неожиданность преподнесла электропроводка. В зимнюю оттепель сползающий с крыши снег вырвал провода вместе с изоляторами.
Ну кто вводит провод под крышу? – матерились соседи. – Каждый деревенский дурак знает — крепи провода к фронтону избы! А эти под скат крыши ввели!
Далее следовали непечатные характеристики «дипломированных специалистов». И сетования по поводу того, что хозяин не пожелал воспользоваться услугами умелых сельчан, среди которых были и плотники, и печники, и кровельщики — правда без дипломов.
Вот так неучи испортили жизнь хорошего поэта Боброва.
Однако дело не в частностях. Дело в том, что в нашей сегоднешней жизни все чаще и чаще встречаешься с так называемыми «профессионалами», которые имеют весьма поверхностное представление о сути той работы, которой они решили заниматься. Раньше их называли простеньким, но точным словом — неучи. То бишь людьми, которые имеют весьма поверхностные знания и умение. Но некоторые документы о профпригодности их обладателей дают им возможность вполне безбедно существовать…
Это относится не только к так называемым «синим воротничкам», то есть представителям рабочих профессий. Клеймом неуча ныне помечены многие представители инженерии, медицины, педагогики, лесоводства, рыбоводства и прочих сфер профессиональной деятельности…
Надо ли далеко ходить за примерами? Да загляните в творения многих наших так называемых журналистов, писателей, публицистов. Кроме скудоумия мыслей, в них поражает элементарная русскоязычная безграмотность. Еще лет двадцать тому назад они бы от стыда замолчали – а ныне ничего, «творят» себе и «творят»..
А вот иные примеры победительного шествия неучей по российским просторам. Не проходит и дня, как в разных уголках страны — а особенно в сельской провинции, по вине неумех медиков становятся инвалидами, а то и гибнут и дети и взрослые.Медики стали терять квалификацию-вот что страшно!
С забвением элементарных основ педагогики сталкиваются дети и их родители в школах. По вине горе-инженеров и расчетчиков то и дело рушатся построенные здания. Пилоты не способны четко и грамотно управлять самолетами (вспомните трагедию под Ярославлем).
А незнание и не желание постигать новые технологии? Взять тему, которая близка и знакома каждому россиянину: выращивание картошки. Больно смотреть как из года в год на приусадебных и на неприусадебных картофельных полях бьются люди, чтобы вырастить этот полюбившийся корнеплод. И все по старинке — лопата, вилы, мотыга, грабли. А ведь давно появились и прижились в мире хотя бы те же голландские технологии, кои и мало затратны и многоурожайны. Африканцы — и тем полюбились голландские методы выращивания картошки. А у нас? Вспоминается как в одном из районов Подмосковья несколько лет голландские агрономы пытались научить наших как надо растить картофель с минимальной затратой физического труда. Не вышло! Неучение оказалось сильнее учения!
Многие припоминают: в советские времена уровень квалифицированности и (главное!) ответственности работников любой сферы был гораздо выше нынешнего. Сегодня перечень аварий, трагедий, катастроф — или просто житейских неурядиц, происходящих по вине неучей можно продолжать до бесконечности.
Хочется понять: откуда вдруг, подобно саранче на полях, навалилась на нас эта напасть? Каковы причины, ее породившие? И что делать, чтобы хоть слегка минимизировать эту беду?
Наверное, не я один задаюсь этими вопросами.
Со многими приходилось обсуждать эти темы. Причины называются разные. Одни говорят, что все начинается с пренебрежительного отношения к образованию: «Посмотрите, что творится в вузах! Студенты перестают познавать профессию еще и потому, что их преподавателям некогда своими подопечными заниматься. Они на двух-трех ставках трудятся. Зарплаты даже у профессоров малы, ученым приходится работать в режиме «бегом», чтобы хоть мало-мальски прилично получать.»
С этим мнением трудно не согласиться. Лично знаю вполне достойных ученых, которые говорили мне: «А зачеты и экзамены провожу так-прошу старосту собрать зачетки – и автоматом ставлю всем четверки». И всопмнилось мне, как в девятнадцатом веке в казанском университете на физмате, где постигал профессию Илья Ульянов, на семь студентов курса приходилось аж…одиннадцать прфессоров! Вот так грызли «гранит науки» в те времена…
Кстати, об учении в том же университете сегодня. У меня есть знакомая дама, окончившая географический факультет. Преподает в школе. Знает, что река Волга впадает в Каспийское море.
Как-то я поинтересовался у нее: «А куда впадает Енисей?» Слегка призадумавшись, выпускница географии молвила:
Естественно, в Тихий океан!
Дар речи, к счастью, остался при мне.
Но надо еще добавить и такую массовую болезнь нашей образовательной системы, как продажа дипломов – в вузвх, техникумах – и во всех прочих учебных заведениях А если представить, сколько мошенников развелось по России, кои заняты подделками любых документов и их продажей кому ни попадя – тут хоть караул кричи!
Так вот, первопричина вроде определена. Однако, вряд ли только снижение уровня образования порождает засилье неучей «от Москвы до самых до окраин». Тут не менее губительна и возможность «хапать бабло» при любом удобном случае.Законы, ограничивающие стяжательство, несовершенны и не используются,они позволяют везде и всюду всучивать нам «осетрину второй свежести». – и так далее.
Есть еще немало обстоятельств, способствующих размножению неучей. Немаловажное место тут занимает наш менталитет.
Честно говоря, мы и сами-то не слишком склонны к честному и ответственному исполнению своих обязанностей, руководствуясь поговорочкой типа: «Грех не беда-молва нехороша». И к поставщикам разнообразных услуг (образовательных, медицинских, строительных и прочих) мы отнюдь не дотошно-требовательны. Судиться с ними часто не желаем(«Себе дороже выйдет!»). Склонны прощать и забывать нерадивость,леность, неряшливость в работе. Короче говоря, все тут сходится в одну (простите за сравнение) в некую мусорную кучу, в которой так тепло и уютно неучам…
И из которой нам,как мне кажется, еще не скоро выбраться.
Вот такой «оптимизм».