Сергей Гогин
Рейтинг российских городов, наиболее благоприятных для бизнеса, неожиданно возглавил Ульяновск. Таковы итоги исследования под названием “Ведение бизнеса в России”, проведенного по методике Международной финансовой корпорации и Всемирного банка. Данные из доклада были обнародованы на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В рейтинг, отражающий условия для ведения предпринимательской деятельности, были включены 30 городов, причем Москва, средоточие отечественного бизнеса и финансов, заняла в нем последнее место. Эксперты обращают внимание на ограничения, которые накладывает методика исследования.

Рейтинг строился на основе четырех показателей, связанных с организацией бизнеса: регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения и регистрация собственности. Эти процедуры чаще всего и представляют собой административные и финансовые барьеры, которые приходится преодолевать предпринимателям. Кроме Ульяновска, в пятерку лидеров по условиям для ведения бизнеса вошли Саранск, Владикавказ, Ростов-на Дону и Казань.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, комментируя новость, сказал, что его переполняет чувство гордости за регион. По его словам, оправдалась стратегия поддержки предпринимателей, включающая учёт мнения бизнес-сообщества в законотворческой деятельности, господдержку и снижение налогов. Уполномоченный по правам предпринимателей в Ульяновской области Анатолий Сага приписывает высокую позицию Ульяновска в рейтинге в первую очередь работе губернатора:

-Я знаю, сколько он уделяет времени работе с малым бизнесом. Он контролирует системные проблемы, но, к сожалению, губернатор один. Если бы в каждом муниципальном образовании был такой человек, внутренние инвестиции были бы в несколько раз больше. Но если Ульяновск самый благоприятный, то что происходит в неблагоприятных?

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отнеслась к опубликованному рейтингу скептически, тем более узнав, что исследование финансировало не только Минрегионразвития, но и регионы-участники программы. Эксперт считает, что четырех критериев недостаточно для объективной оценки того, насколько город благоприятен для бизнеса:

– А как эти показатели соединялись, какие были методы интегрирования, как они измерялись? Все это – игрушки, а комментировать игрушки я не готова:

Эксперт фонда “Институт экономики города” Владимир Ладыгин лично участвовал в исследовании “Ведение бизнеса в России”. В интервью Радио Свобода он пояснил особенности применявшейся методики:

– Исследование проводилось в форме личных интервью с представителями фирм, имеющих опыт получения различных разрешений и регистраций. Опрос в регионах вели интервьюеры-фрилансеры. По каждой из четырех упомянутых выше административных процедур опрашивалось как минимум три фирмы. Оценивалось, какие издержки – финансовые, временные, моральные – возникают при прохождении этих процедур. Методика накладывала одно жесткое и, можно сказать, идеальное ограничение: они исходила из той предпосылки, что бизнес ведется строго по закону, без “неформальных связей”, то есть без учета коррупционной составляющей.

– Когда я приходил в компании в Ставрополе или Владикавказе, мне говорили: ”У нас по-другому не делается, только так”. При этом мне как человеку, отвечающему за объективность результата, надо было указать, в соответствии с методикой, информацию, которая не учитывает коррупционных составляющих – “знакомств” и так далее. Либо приходилось указывались данные, полученные от респондента, но в сноске указывать: “Респондент настаивает, что получение такого-то разрешения возможно только при наличии знакомств”.

Региональный уполномоченный по правам предпринимателей Анатолий Сага отмечает, что на развитие бизнеса в муниципальных образованиях часто влияет позиция главы администрации, а также объективный фактор – противоречивые законы, которые принимаются без оценки их воздействия на бизнес-среду. Сага указывает на отсутствие персональной ответственности чиновника за вред, нанесенный субъекту предпринимательской деятельности в результате нарушения принятых регламентов:

– На заседании комитете Ульяновской городской думы представителю комитета по архитектуре и градостроительству мэрии Валентине Плетневой задали вопрос: сколько поступило заявлений на выделение земельных участков в Ульяновске за 2012 год? Был дан ответ: восемь с лишним тысяч заявлений. Подавляющее большинство заявлений не удовлетворены. У нас в Ульяновске административные регламенты написаны так, что их просто невозможно выполнить.

В последнее время в Ульяновской области открыто несколько крупных производств с участием иностранного капитала, в частности, пивоваренный завод фирмы “Сабмиллер”, фабрика по производству шоколада “Марс”, горно-обогатительный комбинат немецкой компании “Кварцверке” для производства стекла. Руководитель Ульяновского объединения предпринимателей Хамза Ямбаев считает, что Ульяновск получил высокое место в рейтинге потому, что в исследование, скорее всего, попали крупные инвестиционные проекты с иностранцами, которые курирует областное правительство:

– Когда инвестпроект признан приоритетным, он находится “под зонтиком” администрации, и тогда все делается без сучка и задоринки. Разрешение на строительство? Без вопросов. Достаточно губернатору дать указание главному архитектору Татьяне Тарасовой, чтобы не было проблем с регистрацией и получением разрешения. Возможно, если речь идет о таких проектах, то Ульяновск впереди всей России. Не думаю, что эксперты Всемирного банка анализировали, сколько человек в Ульяновске обратилось за подключением к сетям.

Сопредседатель ульяновского общественного движения “За достойную жизнь” Евгений Лытяков напоминает, что бизнес-строительство в центре Ульяновска уничтожает исторический облик города и сопровождается массовой вырубкой деревьев. Он предлагает ужесточать процедуры получения участков для строительства в центре города даже в ущерб рейтингу ведения бизнеса:

– Вот у нас центр города застраивают торговыми центрами. С одной стороны, можно сказать: давайте облегчим им условия для получения разрешений. На мой взгляд, надо резко поднять налоги для всех, кто пытается разместить торговую точку в центре Ульяновска, за исключением хлебных или молочных магазинов шаговой доступности. Эти торговые центры уже друг на друга лезут, поэтому надо кратно, в десятки раз, повысить им налоговую нагрузку, чтобы они сами отсюда разбежались.

Почему Москва, деловой центр России, замыкает рейтинг городов, благоприятных для бизнеса? Эксперт Института экономики города Владимир Ладыгин считает, что в Москве объективно существует много административных барьеров, связанных с тем, что на рынке присутствует слишком много субъектов предпринимательства, поэтому спрос на услуги по выдаче регистраций и разрешений превышает их предложение со стороны государственных и частных структур. В итоге этот дефицит компенсируется увеличением стоимости услуг или срока их оказания:

– В Москве международные инвестиции – не новость, и московская бюрократия хорошо научилась “стричь” инвесторов, – соглашается Хамза Ямбаев. – Это отбросило Москву на последнее место в рейтинге. Ульяновская бюрократия пока еще не “кошмарит” инвесторов ради банальных взяток.

Если крупные инвесторы находятся “под зонтиком” регионального правительства, сопровождающего проекты, то малый бизнес такой мощной защиты не имеет. Накануне обнародования рейтинга “Ведение бизнеса в России” ульяновское управление Следственного комитета РФ сообщило об аресте регионального министра строительства Михаила Шканова по подозрению в получении взяток. Его обвиняют в том, что он вымогал у начинающих предпринимателей 10-процентные откаты за помощь в получении бюджетных грантов на развитие бизнеса.