Татьяна Герман
Из гигантского, почти двухсоттонного «Руслана» выкатывают пусть и менее габаритную, но все же очень внушительную по весу тридцатитонную бочку. Первая в мире упаковка для перевозки облученного ядерного топлива больше похожа на громадную цистерну. На самом деле под внешней титановой оболочкой, толщиной чуть меньше полутора метров, скрывается слоеный каркас.

Сергей Комаров, Директор Димитровградского филиала НПФ «Сосны», говорит: “Внутри этой защитной оболочки из титана находится контейнер для перевозки облученного ядерного топлива. Внутри контейнера для этого топлива будет находиться само ядерное топливо. Сейчас там, конечно же, ничего нет”.

Конструкцию больше двух лет разрабатывали в Димитровграде. После макет отправили на испытания в нижегородский Саров. Безопасность упаковки подтвердили все приглашенные эксперты. Обогащенное топливо в мире перевозили и раньше – в основном по рельсам. Воздухом такой опасный груз в так называемой упаковке типа С не доставляли никогда. Упаковку специально сконструировали так, что внутренний герметичный контейнер ядерное топливо не покинет даже в случае авиакатастрофы.

Майк Тайак, инженер Национальной Лаборатории (штат Айдахо, США), говорит: “Эта упаковка обеспечит не только безопасность, но значительно упростит логистику. Перевозка топлива таким способом окажется проще, чем автотранспортом, железной дорогой или морем. В ядерной сфере я тружусь больше четверти века, и могу с уверенностью сказать – российская сторона проделала колоссальную работу!”

Всего за два часа демонстрации новинку показали американцам из Департамента энергетики США, инспекторам МАГАТЭ и сотрудникам исследовательских реакторов из Европы и Азии. Гости были в научном восторге.

Стэн Мосес, представитель Национальной лаборатории США (штат Теннеси, США), говорит: “Эта упаковка прошла сертификацию по всем правилам. Данная упаковка будет использована для перевозки отработавшего ядерного топлива из исследовательских ректоров разных стран на перерабатывающие заводы России”.

Создание уникальной упаковки, говорят разработчики, проект отнюдь не коммерческий. Он направлен на снижение ядерной, в том числе и террористической, угрозы. С помощью титановой цистерны будут вывозить топливо с исследовательских ректоров. Причем, в разы быстрее, чем другими способами транспортировки.