Сергей Гогин
В центральном районе города во время проведения акции «Экомобиль» люди сдали полтора десятка люминесцентных ламп, четыре ртутных градусника, несколько мониторов и струйных принтеров.

Во всех районах Ульяновска у жителей бесплатно (правда, всего в течение получаса) принимали вредные отходы первого и второго класса опасности: люминесцентные и энергосберегающие лампы, ртутные термометры, батарейки, разрядившиеся аккумуляторы, оргтехнику и т. д. Однако первый опыт ажиотажа не вызвал. В центральном районе города во время проведения акции «Экомобиль» люди сдали полтора десятка люминесцентных ламп, четыре ртутных градусника, несколько мониторов и струйных принтеров.

Энергосберегающие лампы — не такая уж новинка. В советское время едва ли не на каждом предприятии стояли лампы дневного света. Утилизировали их, понятное дело, централизованно. Однако теперь лампы вышли в народ, но горожане по старинке сбрасывают вредные отходы в мусоропровод или в контейнеры для бытового мусора, чего категорически делать нельзя. Такие отходы запрещено захоранивать на полигонах ТБО: ртуть и ее пары — сильнейший яд, который разрушительно действует на организм человека, в частности на нервную систему.

«Попала одна ртутьсодержащая лампа в контейнер с бытовыми отходами или в кузов „КамАЗа“ — приемщик на свалке должен оценить весь груз как отход первого, то есть высшего, класса опасности и не принимать его», — говорит ведущий специалист регионального Госэконадзора Владимир Епишин.

Бомбу под здоровье нации заложило федеральное правительство, инициировавшее принятие закона «Об энергосбережении», по которому традиционные лампы накаливания должны будут сойти с производства до 2014 года, а заменить их должны энергосберегающие лампы, содержащие пары ртути. Отменив неэкономичные, но безопасные для здоровья «лампочки Ильича», правительство не предложило системы утилизации вредных ламп. Федеральный закон перекладывает эту работу на муниципалитеты, а те — на управляющие компании ЖКХ. В Ульяновске эти компании сбором опасных отходов не занимаются, хотя жители, как выяснилось, оплачивают эту работу по строке «сбор и вывоз ТБО».

«Срочно нужен федеральный закон об упаковке, — считает заместитель председателя комитета ЖКХ и экологии мэрии Ульяновска Данила Урдин. — Смысл его таков: производитель продукции, тех же ламп, закладывает в стоимость расходы на утилизацию. Из этих денег вам возвращают залоговую стоимость, если вы сами сдаете ртутьсодержащие лампы на переработку, или за эти деньги организуются их сбор и утилизация».

Сегодня в некоторых российских городах ведется сбор вредных отходов, для чего организуются пункты приема или устанавливаются специальные бункеры в крупных магазинах. Переработка оплачивается из местных бюджетов. Между тем, по данным Роспотребнадзора, только из ламп в окружающую среду попадает за год около 1,5 тонны ртути.