Россия разрешила НАТО воздушный транзит через Ульяновск. Североатлантический альянс также подписал аналогичные соглашения с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном.

Правительство РФ разрешило не только наземный, но и комбинированный транзит через территорию России вооружений и военной техники Международных сил содействия безопасности в Афганистане, включающего использование железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Соответствующее постановление председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 25 июня.

В соответствии с внесенными в предыдущие документы изменениями, комбинированный транзит вооружения и военной техники допускается при одновременном соблюдении ряда условий.

Во-первых, вооружения, военная техника и военное имущество должны пройти таможенную процедуру таможенного транзита с соблюдением условий, установленных законодательством Таможенного союза и российским таможенным законодательством.

Во-вторых, на все перевозимое вооружение должен быть представлен официальный сертификат по согласованной форме, подтверждающий номенклатуру, количество вооружения, техники и цель их перемещения.

В-третьих, в транспортном средстве могут перевозиться только вооружения, военная техника и имущество, указанные в данном сертификате. И, наконец, грузовые операции с перевозимым вооружением должны производиться только в присутствии должностных лиц таможенных органов.

Проинформировать правительства иностранных государств и международные организации об изменениях, внесенных в порядок транзита, поручено МИД России.

Напомним, что Россия и НАТО давно обсуждают вопрос о комбинированном транзите нелетальных грузов Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане через Ульяновск. Несмотря на заверения о том, что никакой базы НАТО на территории России не будет, информация о транзитной базе НАТО в Ульяновске вызвала широкий общественный резонанс.

Причем, наибольшую протестную активность проявляют коммунисты. КПРФ призвала все патриотические силы страны воспротивиться планам открытия под Ульяновском перевалочной базы НАТО для транспортировки грузов в Афганистан и из этой страны.

В заявлении ЦК КПРФ, подписанном лидером партии Геннадием Зюгановым, отмечалось, что “планы создания иностранной военной базы на Волге самым решительным образом противоречат долгосрочным интересам безопасности нашей страны”.

“Утверждают, что перевозимые “невоенные” грузы будут тщательно досматриваться, однако, по таможенным правилам, транзитные контейнеры лишь будут опечатываться, а их содержимое, включая возможную разведывательную аппаратуру, не будет проходить таможенный контроль. Хорошо также известно, что такие транспортные потоки – весьма удобный канал для контрабанды наркотиков и оружия”, – поясняет свои опасения лидер КПРФ.

Он указывает, что североатлантический альянс маскирует свои истинные цели размещения военной базы в центре России и “никогда добровольно не уходит с занятых территорий”.

Вместе с тем, в апреле президент РФ Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам еще раз заверил, что в Ульяновске не будет ни военного, ни гражданского персонала НАТО. “В Ульяновске не появится ни одного военного, ни одного гражданского лица. Это – просто техническая операция”, – заявил Медведев.

По его словам, разговоры о возможном появлении в Ульяновске военной базы НАТО – это политическая борьба. “Некоторые политические силы решили эту тему поэксплуатировать, потому что у нас есть люди, которые крайне не любят Америку, и эти настроения тоже можно периодически раздувать. Соответствующие политические силы этим воспользовались”, – посчитал глава государства.

По его мнению, в этом нет ничего особенного. “В Америке тоже есть люди, которые не любят Россию, и некоторые политические деятели там тоже периодически нагнетают антироссийскую истерию”, – добавил он.

В свою очередь МИД РФ в очередной раз разъяснил, что речь идет лишь об оптимизации схем транзита нелетальных (невоенных) грузов МССБ через российскую территорию. С этой целью и рассматривается возможность их транспортировки комбинированным способом, то есть с задействованием в рамках одного и того же маршрута различных видов транспорта – наземного и воздушного.

И, по мнению российской стороны, самый оптимальный вариант – уже имеющаяся инфраструктура аэропорта “Восточный” в Ульяновске и расположенных неподалеку железнодорожных путей, используемых для международных транзитных перевозок.

Внешнеполитическое ведомство подчеркивало, что грузы МССБ идут и будут идти в обычном коммерческом режиме. “Создавать там какие-либо “базы” или “перевалочные пункты”, тем более натовские, попросту незачем. Задействовать планируется исключительно российские гражданские объекты аэропорта и подъездных железнодорожных путей, сертифицированные для международных грузовых перевозок”, – разъяснял МИД.

В ведомстве также пообещали, что транспортировать грузы будет исключительно российские перевозчики: “Никакого иностранного персонала, никакой иностранной инфраструктуры не будет. Перегрузка и все другие операции будут производиться под строгим контролем таможенных органов России, в том числе с целью недопущения использования данного маршрута для целей наркотрафика”.

В принципе, вопрос транспортировки натовских грузов через Ульяновск к тому моменту был уже практически решен, дело оставалось лишь за отсутствием в российском законодательстве понятия “комбинированный транзит”. Для устранения этого законодательного пробела МИД подготовил проект распоряжения правительства, который и вводил соответствующее понятие.

Впрочем, наряду с Россией североатлантический альянс подписал соглашения об афганском транзите с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. Территория и транспортная инфраструктура этих стран также будут использоваться для вывоза натовских грузов в процессе вывода войск из Афганистана, заявил генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.

“Эти соглашения дадут необходимые нам новые гибкие и надежные варианты транспортировки”, – подчеркнул он на пресс-конференции, отметив, что благодаря подписанию подобных соглашений с тремя странами Центральной Азии использование транзитного соглашения с Россией станет еще более эффективным.

Дело в том, что транзитные маршруты представляют собой главную логистическую проблему, с которой сталкиваются страны НАТО, и прежде всего США, участвующие в операции международных сил в Афганистане. Военная операция должна завершиться до конца 2014 года. Ситуация осложняется тем, что движение натовских автоколонн через Пакистан уже в течение шести месяцев заблокировано в отместку за гибель 24 пакистанских солдат на пограничном посту, по которому американская авиация нанесла ошибочный удар.

Во всех вариантах вывоза грузов НАТО из Афганистана планируется задействовать железнодорожный транспорт. Как сообщил журналистам источник, знакомый с ситуацией, в числе основных рассматриваются три варианта.

Первый предполагает вывоз грузов из Афганистана автомобильным транспортом через Таджикистан в Киргизию до станции Аламедин и далее – по железной дороге. Второй вариант предусматривает транспортировку через Хайратон, границу с Узбекистаном, порт Термез и железнодорожным транспортом через Казахстан, Россию и далее – самым предпочтительным рассматривается порт Усть-Луга, рабочим – порт Рига. Третий вариант предполагает вывоз самолетами на один из российских аэродромов – удобным в этой связи, например, считается аэродром Ульяновска – и далее вновь железнодорожным транспортом.

Правда, пока окончательного решения не принято. Этот вопрос сейчас обсуждает межведомственная рабочая группа, в которую входят представители министерств транспорта РФ, иностранных дел РФ, ОАО “Российские железные дороги” и других заинтересованных ведомств.

Принятое на минувшей неделе постановление правительства, сообщил в свою очередь вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, лишь регламентирует деятельность российских транспортных служб по зарабатыванию денег на натовском транзите.

“Никаких натовцев, никаких баз натовских, никакой колючей проволоки, никаких физиономий в прекрасной униформе стран – членов НАТО быть не может. Это исключено”, – заявил Рогозин в эфире радиостанции “Эхо Москвы”.

По его словам, постановление регулирует отношения железнодорожных и воздушных операторов Российской Федерации по обеспечению этого транзита. “То есть воздушным путем везут российские самолеты, наземным – российские поезда. Вот и все. Контейнеры чужие, а транспорт – только наш”, – пояснил вице-премьер.

Он отметил, что РФ заинтересована в том, чтобы силы международной коалиции ушли из Афганистана. “Мы “открываем ворота” и зарабатываем деньги на этом”, – сказал он.

Рогозин еще раз отметил, что все разговоры о том, что под Ульяновском создается натовская база, не соответствуют действительности, и он готов “на ящик коньяка поспорить” с теми, кто утверждает подобное.

Обозреватель Анастасия Николаева