Виктория Чернышева
Уникальное издание «Жизнь Владимира Ильича Ленина. Вопросы и ответы» — плод совместной работы сотрудников Ленинского мемориала. Авторы собрали вопросы, которые им чаще всего задают посетители музея, и попытались дать на них развернутые и аргументированные, подкрепленные документально, ответы. Получились 142 статьи, разделенные на четыре больших главы: «Родословная семьи Ульяновых», «Ульяновы в Симбирске», «Путь в революцию», «Ленин во главе Советского государства. Человек и политик» и «Человек XX века».

В работе над книгой составители использовали огромное количество документальных источников — из фондов самого музея, областного архива, а также архивных учреждений Москвы и Татарстана. В библиографическом списке — 159 изданий. Для полноты картины в издание включили высказывания о Ленине известных людей и фотографии.

Ильич по сей день, как говорят сейчас, «в тренде». В сувенирной лавке мемориала продают значки с надписью «Ну и как вам живется при капитализме?», под которой изображен знакомый каждому россиянину портрет Ленина. Поток гостей, желающих узнать о жизни Владимира Ульянова, сумевшего перевернуть историю огромной страны, в Ульяновске каждый год становится все больше. А вот политики в представлении Ленина, как человека, стало меньше.

Сотрудники мемориала не боятся показать своего великого земляка «без ретуши». Потому и книга вопросов и ответов получилась не тенденциозной, официальной, идеологизированной, какими прежде были все издания об Ильиче.

— Ленинизм стараниями идеологов был превращен в священное писание, наборы мертвых цитат, которые использовались как доказательство самых нелепых положений. Сначала о Ленине говорилось много хорошего, а затем настало время негатива. Это сложно: на протяжении одного поколения людям пришлось видеть противоположные точки зрения на одно и то же событие. А это плохо для формирования национального самосознания, — говорит заместитель директора Ленинского мемориала по научной работе, руководитель авторского коллектива, работавшего над книгой. — Но историческая память всегда ищет героев. Известный американский социолог Валлерстайн сказал: «Немало исследователей считают, что где-то к 2050 году Ленин станет основным национальным героем». Он сделал то, что не удавалось другим: воссоздал империю, оказался и западником, и азиатом одновременно. Был модернизатором, обладал харизмой, чего нет у многих нынешних политиков.

По словам Перфилова, за 15 последних лет отношение россиян к Ленину стало более положительным. Если в 1995 году свой негатив высказали 48 процентов опрошенных, то в 2011 году этот показатель снизился почти вдвое. Положительно к Ленину сегодня относятся 46 процентов респондентов.

В новом издании Владимир Ульянов предстает не мифом, а реальным человеком. Нашлось место и для довольно интимных вопросов — например, почему у Ленина и Крупской не было детей.

— Книга его очеловечивает. Довлатов писал, что у него был шок, когда он узнал, что Ленин любил теплое пиво, — говорит Перфилов. — Мы надеемся, что наш читатель приложит максимум усилий не для того, чтобы «оправдать» или «осудить» Ленина, превратить его в объект политической борьбы, а для того, чтобы понять его и его время, причины, логику поступков человека, действующего по мотивам и убеждениям своей эпохи, в которой он действовал и жил.

Пять самых интересных вопросов и ответов о жизни Ленина

Болел ли Ленин в детстве и юные годы какими-либо тяжелыми болезнями?

На этот вопрос Анна Ильинична Ульянова-Елизарова ответила: «Болел корью. Комплекция его была вообще «рыхлая». Из весны 1878 года я запомнила особенно ясно, что как Володя, так и Оля много болели малярией, которую матери никак не удавалось победить. Особенно злыми и упорными были приступы этой болезни у Володи. Мать серьезно начала беспокоиться и пригласила какого-то специалиста. После его посещения я увидела мать в слезах: «Доктор нашел, что у Володи есть что-то в легких, что его надо бы в Италию везти, а на какие это средства?» Действительно, ехать не только в Италию, но и в Крым мы не смогли бы. Благоприятный результат был достигнут переездом не в Италию, а немного ближе — через дорогу». Оказалось, что в подвале квартиры Косолапова (которую Ульяновы снимали) под полом стояла вода, чем и можно было объяснить упорную малярию.

Когда Владимир Ильич был еще ребенком, его возили к одному из лучших русских окулистов казанскому профессору Адамюку. Не имея, очевидно, возможности точно исследовать мальчика и видя на дне его левого глаза кое-какие изменения, профессор принял этот глаз за плохо видящий от рождения. Матери ребенка было сказано, что помочь горю нельзя. Ленин всю жизнь жил с мыслью, что он левым глазом ничего не видит. Уже в последние годы его жизни оказалось, что левый глаз был просто близорук (в 4 — 4,5 дипотрии).

Были ли у Ленина романтические увлечения до женитьбы на Крупской?

Никаких свидетельств о том, что он испытывал юношескую влюбленность, нет. Сестра Ольга перезнакомила брата со всеми своими гимназическими подругами, он с удовольствием помогал им готовить уроки. Но девочки стеснялись его — серьезного, начитанного. Однажды, когда Ольга заболела, она попросила брата передать записку подруге Вере Юстиновой. Но свидание не состоялось. Вера сказала, что Владимир убежал от нее, а он — что убежала Вера, сконфузившись перед старшеклассником. Чувствуя себя совершенно свободно в общении с родными и двоюродными сестрами, он был крайне стеснителен с малознакомыми девочками.

Известно, что Владимир Ильич испытывал симпатию к Аполлинарии Якубовой, учительнице и марксистке, подруге Крупской. Она, как и Крупская, навещала его в тюрьме. Когда его выпустили из Дома предварительного заключения, перед отъездом в ссылку, Якубова прибежала и расцеловала его, смеясь и плача одновременно. На следующий день на собрании в квартире соратника Ульянов столкнулся в дискуссии с Якубовой. В пылу спора он обвинил ее в анархизме, и это обвинение так подействовало на нее, что ей стало дурно. Возможно, именно тогда стало понятно, что Ленин сделал выбор в пользу Крупской. Она сидела в тюрьме, и на следующий после собрания день он «химией» написал ей письмо с признанием в любви.

Их обручальные кольца были изготовлены из медного пятака.

Почему у Ленина и Крупской не было детей?

В одном из разговоров Крупская призналась, что детей помешали иметь не ссылка и эмиграция, а ее болезни: «И врачи не помогли». Вскоре после замужества она перенесла тяжелое женское заболевание: сказались месяцы тюремного заключения. После новогодних праздников 1899 года мать Ленина спросила ее в письме, долго ли ждать «прилета пташечки». Крупская ответила свекрови: «Что касается моего здоровья, то я совершенно здорова, но никакой пташечки прилетать что-то не собирается».

В мае 1900 года она обратилась к врачу. Окончательный диагноз звучал как «генитальный инфантилизм». Никакое лечение в те времена помочь не могло.

Этот вопрос был болезненным как для Крупской, так и для Владимира Ильича. Жена Зиновьева вспоминала, что ее маленький сын Степа был любимцем Ленина: «Он никогда не уставал лазить под кровать и диван за мячом для Степы, носил его на плечах, бегал с ним взапуски и исполнял все его повеления». Знавший Ленина и Крупскую социал-демократ Соломон вспоминал, что они «очень, но тщетно хотели иметь ребенка» и искренне завидовали тем, у кого были дети.

Почему Владимир Ульянов стал Лениным?

У Ленина было 148 различных псевдонимов. Наиболее распространенные — Тулин, Старик, Статист, Фрей, Ильин, Петров, Мейер. В начале XX века вышла работа Владимира Ильича, подписанная новым псевдонимом Ленин. Семья с такой фамилией проживала в Петербурге. Владимир Ульянов был знаком с ее членами. В 1900 году один из братьев, С.Н. Ленин, когда возникло подозрение, что власти откажут в выдаче Ульянову заграничного паспорта, передал ему паспорт своего смертельно больного отца Н.Е. Ленина, исправив в нем дату рождения. Но в тот момент этот паспорт Владимиру Ильичу не понадобился. Однако есть данные, что он передал документ владельцу типографии, печатавшей журнал «Заря», в ответ на просьбу доказать, что он действительно является Лениным. Возможно, это и послужило основанием для выбора псевдонима.

Как Ленин относился к курению и алкоголю?

Ленин не курил. Однако попытки закурить у него были. Уже после революции он рассказывал красноармейцам, дымящим махрой: «Помню, когда был гимназистом, один раз вместе с другими так накурился, что стало дурно».

В свой казанский период он снова начал покуривать. Мать опасаясь за его здоровье, стала убеждать его бросить. Исчерпав доводы о вреде курения, на молодежь мало действующие, она указала ему, что лишних трат — хотя бы и копеечных (вся семья тогда жила на пенсию матери) — он, не имеющий своего заработка, позволять бы не должен. Этот довод оказался решающим — Володя тут же и навсегда бросил курить.

Не особо он жаловал и алкоголь. Его соратник Валентинов писал: «Его нельзя представить себе пьяным. Вид одного пьяного товарища в Париже вызвал у него содрогание и отвращение». Однако Ленин любил пиво. Он пристрастился к нему в Мюнхене. Крупская вспоминала, что они провели в городе несколько часов, побывали в «ресторане, славившимся каким-то особым сортом пива. Ильич похваливал мюнхенское пиво с видом знатока и любителя». Однако тот же Валентинов утверждал, что никогда не видел, чтобы Ленин пил больше одной кружки.