Так часто называют реставраторов, чья кропотливая работа возвращает к жизни произведения живописи и скульптуры, старинные предметы быта, сохраняя тем самым для потомков бесценное историко-культурное наследие.
Узок круг таких специалистов в нашем городе. Одна из немногих – Юлия Спиридонова, реставратор ГИММЗ «Родина В.И. Ленина», с которой беседует корреспондент «УС».
– Юлия Вячеславовна, почему Вы, уже будучи учителем русского языка и литературы, поработав в художественном музее организатором экскурсий и экскурсоводом, вдруг решили резко изменить судьбу и поступили в Суздальское художественно-реставрационное училище?
– Причина – в моей любви к живописи. Я окончила детскую художественную школу нашего города. Занималась у замечательного педагога Галины Матвеевны Завертяевой. Именно поэтому меня потянуло и в художественный музей.
– Какую первую вещь довелось реставрировать?
– В Московском научно-реставрационном центре имени И. Грабаря я работала над своим дипломным проектом – картиной «Бедуин в пустыне» Богдановича из Грозненской художественной галереи. Холст содержал 44 прорыва механического происхождения, из них – восемь крупных. Мне говорили, что за всю мою жизнь реставратора у меня больше не будет такой сложности работы. Пришлось освоить практически все техники реставрации. После четырех месяцев трудов мне показалось, – пусть это прозвучит нескромно, – что я в этот холст вложила сил больше, чем художник. В дальнейшем удалось принять участие и в реставрации «Портрета женщины в белом» Р. Фалька, и знаменитой панорамы А. Лентулова «Отечественная война 1812 года», и великолепных натюрмортов И. Машкова.
– То есть Вам есть чем гордиться как реставратору?
– Лучше сказать, что для меня общение с такими произведениями – это большой подарок судьбы.
– В Музей-заповедник Вы перешли из художественного музея. Почему?
– Определяющим обстоятельством на тот момент была зарплата, поскольку у меня был маленький ребенок. Но я с большой теплотой вспоминаю тех, с кем работала в художественном музее. Приятно, что мы не теряем связи. Добрые отношения с людьми сложились и в заповеднике. Хотя здесь нет такого количества живописи, зато есть много разнообразных музеев с фондом вещей из всевозможных материалов. Я работала для открывающихся экспозиций почти всех музеев заповедника. Здесь у меня появилась замечательная мастерская.
– Что особенно запомнилось из того, что Вы тут восстанавливали?
– Это связано с музеем «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». В прошлом году среди других вещей для новой экспозиции я реставрировала алтарную металлическую решетку снесенной в свое время Тихвинской церкви. Этот небольшой деформированный фрагмент был совершенно черным. После химической обработки решетка вдруг заблестела золотом. Это оказалась бронза с позолотой, что было большой неожиданностью. А деформацию мы устранять не стали: нужно показать, что в нашей истории были и созидатели, и разрушители.
– Ваш основной инструментарий?
– Это мои руки реставратора.
– При реставрации того или иного произведения искусства или предмета быта важно понять замысел творца?
– Первая моя задача – сохранить то, что есть, приостановить процессы разрушения. И чтобы в результате возникло ощущение целостности вещи. А уж постичь замысел – это относится к сфере загадок истории…