На прошлой неделе состоялось заседание областной Палаты справедливости. Важнейшей темой встречи было обсуждение деятельности городской Комиссии, занимающейся проведением оценки тех жилых помещений, которые были приобретены по специальному жилищному сертификату детьми-сиротами (или детьми, оставшимися без попечения родителей).
Напомним, что этот вопрос привлек всеобщее внимание после того, как сотрудники аппарата регионального Уполномоченного по противодействию коррупции Александра Павлова выявили некоторые несоответствия в работе данной комиссии.
– Во-первых, протоколы заседаний комиссии подписывали только двое человек, которые и решали все вопросы, связанные с покупкой квартир для сирот, а сами заседания, вероятно, вообще не проводились. Во-вторых, нами была заказана независимая дополнительная оценка нескольких квартир, которые купили сироты. Она показала, что предыдущие оценщики, услугами которых воспользовалась Комиссия, завысили цену (по отношению к рыночной стоимости) на некоторые квартиры на 100-200 тысяч рублей, – обозначил суть проблемы Александр Павлов.
По его словам, все это означает, что работа Комиссии послужила причиной крайне неэффективного расходования бюджетных средств.
– Я уже обратился к Главе Ульяновска Марине Беспаловой с просьбой внимательно рассмотреть работу всех членов комиссии и сделать оргвыводы – вплоть до увольнения, – заявил Уполномоченный.
Подобная позиция вызвала искреннее недоумение тех, кто принимал участие в работе Комиссии. Так, по словам начальника отдела по профилактике правонарушений и соблюдению прав несовершеннолетних Светланы Шер, присутствие двух подписей в протоколе – это обычай делопроизводства.
– То, что комиссия действительно работала и принимала реальные решения, могут подтвердить все – в том числе представители общественных организаций, принимавших активное участие в ее деятельности. Что касается оценки стоимости, то почему только работа компании ООО «КАРС» (организации, привлеченной для дополнительной оценки Уполномоченным) должна быть истиной в последней инстанции? Обратившимся к нам заявителям мы рекомендовали любую организацию-оценщика, которая имела лицензию и соответствующую квалификацию. И они обращались к тем, к кому считали нужным обратиться, – так парировала обвинения Уполномоченного Светлана Шер.
Можно предположить, что причины этой проблемы гораздо глубже, и они связаны не столько с деятельностью конкретной комиссии, сколько с несовершенством законодательства и нечистоплотной работой риелторов.
– Это проблема не только Ульяновска, но и многих районов области:_у нас тоже есть случаи, когда для детей-сирот по завышенной цене покупается жилье. Работа риелторов сейчас не лицензируется, и любой желающий может заняться этой деятельностью. У нас, например, в Сурском районе есть конкретные криминальные структуры, которые взяли это дело в свои руки, потому что в данной сфере крутятся немалые деньги. Когда же обращаешься в прокуратуру, то там – один ответ: дети, приобретающие квартиры по сертификату, уже достигли 18 лет и могут сами решать подобные вопросы, – сообщила председатель Палаты справедливости Сурского района Татьяна Оразова.
По ее словам, нередко итогом деятельности этих криминальных структур становится не только продажа квартир для сирот по завышенным ценам, но и мошенничество с этим жильем, после чего ребенок остается вовсе на улице.
В результате на заседании Палаты справедливости было предложено передать функции городской Комиссии по проведению оценки жилых помещений, приобретаемых по жилищному сертификату, на уровень областного Министерства образования.
Правда, что именно это изменит, не совсем понятно: в деятельности названной Комиссии представители Минобразования и без того постоянно принимали участие.
Сергей Соболев