На прошлой неделе Владимир Путин выступил с бюджетным посланием на 2013-2015 годы. В своей речи Президент России назвал несколько ключевых проблем, связанных с деятельностью субъектов и муниципалитетов.
Так, он указал на то, что «межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование руководства субъектов РФ и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности».
О предпринимателях Путин упомянул и в связи с частыми изменениями налогового законодательства, что негативно сказывается на реализации долгосрочных инвестиционных проектов – по причине «низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов».
Что касается развития упомянутых межбюджетных отношений, то здесь, по мнению автора послания, ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов.
В частности, Путин предлагает – вместо обычной практики делегирования каких-либо федеральных полномочий – передавать субъектам РФ эти полномочия на постоянной основе. Естественно, данные полномочия должны быть подкреплены и соответствующими постоянными источниками доходов.
– При этом руководство субъектов и органы местного самоуправления должны иметь деиственные стимулы для расширения собственной доходной базы, – пояснил Путин.
В качестве таких стимулов следует использовать «программно-целевые методы бюджетного планирования», что подразумевает мобилизацию доходов и оптимизацию расходных обязательств.
В отношении расходов Президент рекомендует федеральным и местным властям особое внимание сосредоточить на ключевых социально-экономических направлениях – в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере.
– Повышение оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь тем специалистам, которые имеют высокую квалификацию и профессиональные достижения, – заявил Глава государства.
Наконец, по словам Президента, руководству надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне – из тех, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. Если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов.
– Руководители регионов и муниципалитетов должны владеть информацией о зачислении на соответствующих территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить прежде всего эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы, – готовится в послании.