Виктория Чернышева
Первый летный экземпляр нового самолета Ил-76МД-90А покинул в четверг цех окончательной сборки ульяновского авиазавода “Авиастар-СП”. Воздушное судно перевезли на летно-испытательный комплекс, расположенный на территории аэропорта “Ульяновск – Восточный”. В воздух машину обещают поднять в конце июля – после проведения всех необходимых подготовительных работ.

Выкатка бывшего “изделия 476” (так на “Авиастаре называли еще не собранный самолет) – событие знаковое не только для ульяновского предприятия, но и для всего российского авиапрома.

– Это глубокая модификация военно-транспортного Ил-76, по сути, совершенно новая машина. Внешний облик похож на самолет, который несколько десятилетий собирали в Ташкенте, но по “начинке”, системам и оборудованию – абсолютно иной, – рассказал главный конструктор ОАО “Ил” Андрей Юрасов. – Воздушное судно будет востребовано долгие годы: оно соответствует не только действующим нормам ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям.

Ил-76МД-90А имеет новую конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190), увеличенную на 18 процентов дальность полета, повышенную на 15 процентов топливную эффективность, а также улучшенную тяговооруженность и взлетно-посадочные характеристики, что особенно важно в условиях высокогорий. Самолет оборудован новыми пермскими двигателями ПС-90А-76 тягой 14,5 тонн каждый.

По словам генерального директора авиазавода Сергея Дементьева, пакет заказов на обновленный Ил-76 составляет на данный момент 190 машин. 90 из них планирует приобрести минобороны. Остальное – гражданские авиакомпании: “Волга-Днепр”, “Полет”; намерения высказывали индийские, китайские, израильские заказчики.

– Твердых контрактов пока нет. Все ждут, когда машина поднимется в воздух. Как только это произойдет, думаю, сразу же появятся и контракты, – уточнил Дементьев. – Вообще, насколько известно, президент РФ Владимир Путин проставил задачу подписать предварительный контракт с минобороны на 41 Ил-76МД-90А не позднее сентября нынешнего года.

Если проект “пойдет”, к 2016 году “Авиастар” планирует выйти на производство 16 обновленных самолетов в год. Загрузка беспрецедентная: для этого на завод придется принимать дополнительно до пяти тысяч только основных рабочих. Под это руководство предприятия, совместно с региональными властями, разработали жилищную программу (самолетостроителям будут предоставлять ипотеку в новостройках на льготных условиях). На “Авиастаре” занимаются техническим перевооружением.

Проект по сборке Ил-76МД-90А, по словам Дементьева, значится в планах Объединенной авиастроительной корпорации до 2025 года.

Справка “РГ”

Чем отличается старый Ил-76 от обновленного?

Ил-76МД (Ил-76МД-90А)

Выпуск первого летного образца – 1981 год (2012 год)

Максимальная взлетная масса – 190 (210) тонн

Максимальная посадочная масса – 151,5 (160) тонн

Максимальная нагрузка – 47 (60) тонн

Крейсерская скорость – 750-800 км в час

Дальность полета – 4000 км (5000 при 52 тоннах)

Длина разбега – 1750 м (1600 при 210 тонн)

Длина/объем грузовой кабины – 24,5 м/312 кубометр

Прицельно-навигационный пилотажный комплекс – Купол-II-76 аналоговый (Купол-III-76М (А) – цифровой)

Система автоматического управления аналоговая (цифровая)

Открытая архитектура прицельно-навигационного пилотажного комплекса позволяет использовать оборудование российского и зарубежного производства.

В экипаж входят шесть человек (раньше было семь).