Виктория Чернышева
Первый летный экземпляр нового самолета Ил-76МД-90А покинул в четверг цех окончательной сборки ульяновского авиазавода «Авиастар-СП». Воздушное судно перевезли на летно-испытательный комплекс, расположенный на территории аэропорта «Ульяновск — Восточный». В воздух машину обещают поднять в конце июля — после проведения всех необходимых подготовительных работ.
Выкатка бывшего «изделия 476» (так на «Авиастаре называли еще не собранный самолет) — событие знаковое не только для ульяновского предприятия, но и для всего российского авиапрома.
— Это глубокая модификация военно-транспортного Ил-76, по сути, совершенно новая машина. Внешний облик похож на самолет, который несколько десятилетий собирали в Ташкенте, но по «начинке», системам и оборудованию — абсолютно иной, — рассказал главный конструктор ОАО «Ил» Андрей Юрасов. — Воздушное судно будет востребовано долгие годы: оно соответствует не только действующим нормам ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям.
Ил-76МД-90А имеет новую конструкцию крыла, рассчитанную на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190), увеличенную на 18 процентов дальность полета, повышенную на 15 процентов топливную эффективность, а также улучшенную тяговооруженность и взлетно-посадочные характеристики, что особенно важно в условиях высокогорий. Самолет оборудован новыми пермскими двигателями ПС-90А-76 тягой 14,5 тонн каждый.
По словам генерального директора авиазавода Сергея Дементьева, пакет заказов на обновленный Ил-76 составляет на данный момент 190 машин. 90 из них планирует приобрести минобороны. Остальное — гражданские авиакомпании: «Волга-Днепр», «Полет»; намерения высказывали индийские, китайские, израильские заказчики.
— Твердых контрактов пока нет. Все ждут, когда машина поднимется в воздух. Как только это произойдет, думаю, сразу же появятся и контракты, — уточнил Дементьев. — Вообще, насколько известно, президент РФ Владимир Путин проставил задачу подписать предварительный контракт с минобороны на 41 Ил-76МД-90А не позднее сентября нынешнего года.
Если проект «пойдет», к 2016 году «Авиастар» планирует выйти на производство 16 обновленных самолетов в год. Загрузка беспрецедентная: для этого на завод придется принимать дополнительно до пяти тысяч только основных рабочих. Под это руководство предприятия, совместно с региональными властями, разработали жилищную программу (самолетостроителям будут предоставлять ипотеку в новостройках на льготных условиях). На «Авиастаре» занимаются техническим перевооружением.
Проект по сборке Ил-76МД-90А, по словам Дементьева, значится в планах Объединенной авиастроительной корпорации до 2025 года.
Справка «РГ»
Чем отличается старый Ил-76 от обновленного?
Ил-76МД (Ил-76МД-90А)
Выпуск первого летного образца — 1981 год (2012 год)
Максимальная взлетная масса — 190 (210) тонн
Максимальная посадочная масса — 151,5 (160) тонн
Максимальная нагрузка — 47 (60) тонн
Крейсерская скорость — 750-800 км в час
Дальность полета — 4000 км (5000 при 52 тоннах)
Длина разбега — 1750 м (1600 при 210 тонн)
Длина/объем грузовой кабины — 24,5 м/312 кубометр
Прицельно-навигационный пилотажный комплекс — Купол-II-76 аналоговый (Купол-III-76М (А) — цифровой)
Система автоматического управления аналоговая (цифровая)
Открытая архитектура прицельно-навигационного пилотажного комплекса позволяет использовать оборудование российского и зарубежного производства.
В экипаж входят шесть человек (раньше было семь).





