Вадим Пономарев
Объединенная авиастроительная корпорация окончательно распростилась с авиазаводом имени Чкалова в Узбекистане.
Авиастроительный завод «Авиастар СП» (Ульяновск) построил и отправил на летные испытания первый экземпляр военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (изделие «476»). Это означает, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) справилась с задачей организации в России собственного производства тяжелых военных транспортников, которые до этого делали в Ташкенте. Более того, «обновленный» Ил-76 может стать в мире столь же популярным, как и его предшественник.

Вчера в Ульяновске, который уже всерьез начинает претендовать на звание «столицы авиатранспортного самолетостроения» России, был праздник. Из цехов «Авиастара СП» выкатился первый летный экземпляр транспортного самолета Ил-76МД-90А, который должен продолжить славные традиции отечественного производства тяжелых транспортных самолетов и дать возможность и ульяновцам, и ОАК, куда входит «Авиастар», очень неплохо заработать на его производстве. «Сегодня историческая веха в развитии завода. Ил-76-МД-90А – будущее “Авиастара”. К семействам самолетов, которые ранее выпускал завод, это Ту-204 и Ан-124, присоединяется и Ил-76», – заявил по этому поводу генеральный директор «Авиастара» Сергей Дементьев.

И этот пафос, кстати, в данном случае уместен. Согласно новой российской программе вооружений, «Авиастар» до 2020 года должен изготовить для российских военных около 90 Ил-76МД-90А (для простоты будем называть его Ил-476). Поэтому испытания испытаниями, но, по словам Дементьева, в августе этого года завод начнет собирать уже первый серийный экземпляр этой машины, а с 2016 года «Авиастар» должен производить по 16 Ил-476 в год (под эту программу завод сейчас дополнительно набирает 5 тыс. человек персонала). Общий объем заказов на эту машину составляет около 190 единиц. Помимо российского оборонного ведомства новый тяжелый российский военный грузовик хотят купить (правда, ни один контракт еще не заключен) Индия, Китай, Израиль и российские коммерческие эксплуатанты – авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полет».

Кроме того, запуск производства глубоко модернизированных Ил-76 в Ульяновске важен России и Объединенной авиастроительной корпорации по соображениям и национальной безопасности, и престижа. Ил-76 был и остается очень популярной машиной, которая была выпущена в количестве почти 1000 экземпляров и является основой военно-транспортной авиации не только России и Украины, но и всех стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Китая, Северной Кореи и Сирии. Причем во время советской войны в Афганистане Ил-76 очень хорошо себя проявил не только с точки зрения эффективности, но и живучести. Но с распадом СССР его производство осталось в Ташкенте – на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ), принадлежащем правительству Узбекистана. Когда в России образовалась ОАК, естественно, топ-менеджеры российской государственной авиастроительной корпорации были намерены включить туда и ТАПОиЧ. Однако переговоры, проводившиеся с 2007 по 2010 год, ни к чему не привели. Более того, ташкентское предприятие фактически аннулировало выполнение подписанного в 2005 году контракта между Россией и Китаем по поставке в Поднебесную 38 Ил-76 и четырех дальних самолетов-заправщиков Ил-78 (хотя позднее российские чиновники начали говорить, что это был не контракт, а «предконтрактное соглашение» и у России перед Китаем никаких обязательств по поставкам Ил-76 вообще не было). А в 2010 году власти Узбекистана и вовсе инициировали процедуру банкротства в отношении ГАО ТАПОиЧ и ввели там внешнее управление.

Очевидно, в российском правительстве изначально понимали, чем закончится дело с ТАПОиЧ. 55 двигателей для Ил-76 Россия Китаю, как и обещала (по информации украинского производителя авиамоторов «Мотор Сич»), поставила. Но производство самого самолета еще году в 2008-2009-м ОАК начала готовиться «посадить» в России – в Ульяновске.

При этом Ил-476, который сейчас начал делать «Авиастар», только с виду похож на Ил-76, который выпускали в Ташкенте. По словам специалистов, самолет изменился кардинально. «Машина совершенно новая. Ее облик похож на тот, что собирался в Ташкенте долгие десятилетия, но по начинке, по системам оборудования это совершенно новый самолет, он имеет новые качества, которые, надеемся, будут удовлетворять всем требованиям не только военных, но и гражданского заказчика, в том числе иностранного. Воздушное судно будет востребовано долгие годы: оно соответствует не только действующим нормам ИКАО, Евроконтроля, но и перспективным требованиям», – заявил журналистам главный конструктор Ил-76МД-90А Сергей Юрасов.

Вместо рыбинских двигателей Д-30КП2 на Ил-476 установлены пермские двигатели ПС-90А-76, у него больше грузоподъемность (60 тонн против 47 тонн), больше скорость, на 18% увеличена дальность полета. Новые крылья рассчитаны на большую максимальную взлетную массу (210 тонн против 190), улучшены взлетно-посадочные характеристики, в том числе с расчетом на работу в условиях высокогорий. В общем, хорошая такая машина, которую ОАК собирается производить в Ульяновске минимум до 2025 года.