Государственная Дума РФ 3 июля приняла в третьем, окончательном чтении закон о введении в России единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах. В соответствии с новым законом, выборы в Российской Федерации теперь будут проводиться один раз в год — во второе воскресенье сентября.

По мнению авторов проекта, установление единого дня голосования существенно сократит расходы из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов. Однако многие политики и аналитики увидели в принятом парламентским большинством законе (оппозиция голосовала против) умышленную попытку создания преференций для партии, обладающей административным ресурсом.

Поскольку выборы будут проходить во второе воскресенье сентября, стартовать кампания будет в середине июня, а её активная (агитационная) фаза придется на разгар лета, сезон отпусков. В этой ситуации, по их мнению, преимущество будет у той партии, которая имеет иные (не агитационные) инструменты мобилизации своего электората, а именно административный ресурс.

Если, именно такой замысел преследовала партия власти, то, похоже, она допустила серьезный просчет. При более детальном анализе будущих предвыборных ситуаций обнаруживается масса подводных камней, способных обернуться для единороссов не только большой головной болью, но и серьезными электоральными потерями.

Начнем с того, что власть не сможет в полную силу задействовать свой главный ресурс – электронные СМИ. Интерес к ТВ в этот период наиболее низкий. И вряд ли ей будет под силу найти поводы, которые бы заставили людей прильнуть к экранам телевизоров. А вот основной ресурс оппозиции — Интернет не подвержен сезонным колебаниям, и не зависит от времени года.

Попробуйте хотя бы на сутки отлучить блогера от его любимого занятия и увидите, что из этого получится. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что контроль власти над информационным пространством постепенно утрачивается. Весной текущего года аудитория Яндекса впервые превысила аудиторию Первого канала. В то же время оппозиция проявляет завидную изобретательность и креативность, используя социальные сети, их уникальные возможности мобилизационного характера. Традиционное соперничество «партии телевизора» и «партии интернета», в этот период, может оказаться явно не в пользу «партии телевизора».

Похоже, не учло парламентское большинство и того факта, что сопутствующий будущим выборам социально-политический фон может оказаться не слишком благоприятствующим партии власти. Начиная с нынешнего года, тарифы на коммунальные услуги в стране будут повышаться не с 1 января как раньше, а с 1 июля. То есть платить по возросшим ценам избиратель пойдет в августе — сентябре, в самый разгар активной фазы избирательной кампании. Реакция избирателей на такого рода предвыборные «подарки» всегда предсказуема, и играет на руку оппозиционным партиям.

Определяя датой дня голосования второе воскресенье сентября авторы законопроекта проигнорировали негативный инерционный эффект от 1 сентября. Законодателям, следовало бы понимать, что начало школьного сезона для большинства российских семей уже давно не столько праздник, сколько жуткий стресс. Именно в этот период семьям приходится решать массу весьма болезненных для них проблем: как собрать детей в школу, определить ребенка в детский сад, где найти деньги на обучение в вузах.

Парламентское большинство явно забыло, что образование, наряду с ЖКХ и здравоохранением относится к сферам, нововведения в которых вызывают особенно болезненную реакцию российского населения, поскольку практически все они предполагают увеличение платы за образование, тем самым, ограничивая доступ к его получению. Вряд ли все сюрпризы, с которыми ежегодно вынуждены будут сталкиваться родители учащихся и студенты, приходя 1 сентября в школы и вузы, станут для них мощным побудительным стимулом для голосования за инициаторов этих реформ и нововведений.

Что касается явки избирателей, то она в этот период, безусловно, будет заметно ниже обычной. Часть избирателей к дате выборов ещё не вернется из отпусков. Это повлечет за собой увеличение числа голосующих по открепительным удостоверениям, что с неизбежностью спровоцирует вал подозрений, обвинений, скандалов, и может поставить под сомнение легитимность проводимых выборов со всеми вытекающими из этого последствиями. Что касается электората ведущей оппозиционной партии КПРФ, то он не отличается большой отпускной мобильностью, предпочитая дальним краям личные садовые участки. Этот электорат дисциплинирован, и всегда ходит на выборы.

Кстати, назначение выборов в сентябре позволяет снять еще одну головную боль российской оппозиции — поиск помещений для проведения агитационных мероприятий. В осеннее – зимний сезон очень сложно собирать людей на мероприятия, проводимые на морозе, а помещения для проведения встреч с избирателями власть предоставляет крайне неохотно. В летнее время эта проблема снимается автоматически. Собрать людей на улице, в парках, скверах, во дворах большой трудности не представляет. Это открывает для оппозиции совершенно иные возможности по охвату агитационными действиями основного голосующего контингента – людей среднего и старшего возраста.

Хотелось бы особо отметить, что этим перечень нюансов, вызванных назначением единого дня голосования, не исчерпывается. Их слишком много для того, чтобы было возможно описать их в одной статье.