Сергей РАШПИЛЬ
Наверное, каждый из нас обращал внимание на красивые плакаты с лозунгом нашего региона: «Ульяновская область — на взлет!». Полеты, это, конечно, хорошо, и никто с губернатором в этом плане не поспорит. Вот только летчик у нас то штурвал непонятно кому доверит, то на рейс опоздает, а то и вовсе выберет не тот самолет или не тот маршрут. Печально закончилась очередная грандиозная идея нашего губернатора покатать жителей 73-го региона на «летающих тарелках».
Эпопея с «летающими тарелками» началась в сентябре 2009 года, когда на балу прессы губернатор Ульяновской области Сергей Морозов пообещал, что первый полет «летающей тарелки» состоится уже в ноябре того же 2009-го. И вот настал долгожданный час! Что же? Мы услышали новое обещание губернатора на Госсовете РФ, проходившем под председательством тогда еще Президента Дмитрия Медведева в Ульяновске. На этот раз лапша вешалась на уши не кого-нибудь, а самого Верховного Главнокомандующего, потому это обещание звучало особенно помпезно и красиво.
«Дмитрий Анатольевич! На мой взгляд, нам надо не только и не сколько догонять остальной мир, сколько обгонять его, представляя новые направления, и я уверен, что нашей стране нужна такая большая амбициозная сверхзадача. На мой взгляд, ею может стать транспорт нового поколения, который сможет быть самым экономичным, экологичным и безопасным. Такие разработки у нас есть — это струнный транспорт Юницкого…». После этого из уст Сергея Морозова полились какие-то заоблачные цифры, имеющие отношение к реализации проекта.
«При обеспечении расчетной скорости движения 350 километров в час и объеме перевозок до ста тысяч пассажиров в сутки, трасса «Москва — Санкт-Петербург», работающая на струнном транспорте Юницкого будет на 700-800 миллиардов рублей дешевле аналогичной высокоскоростной дороги в эстакадном исполнении при себестоимости перевозок до 350 рублей за пассажира. Мы в Ульяновской области приняли решение и создали буквально на этой неделе инновационный центр струнных технологий с полигоном сертификационных и демонстрационных трасс». Сумма инвестиций, привлеченных за пять лет в программу, должна была составить около 2,7 миллиарда рублей. Экономика области за четыре года реализации программы должна была получить 5,5 миллиардов рублей и создать 800 дополнительных рабочих мест — в общем интерпретация «Нью-Васюков» из «Двенадцати стульев» на ульяновский манер.
Правда, надо отдать должное Медведеву: несмотря на то, что некоторые из сидящих в зале «улыбались в кулак», он дал понять Морозову, что в целом его поддерживает. Однако несмотря на столь радужные цифры, «летающие тарелки», как и большинство губернаторских проектов, отдающие откровенной «маниловщиной», не стали исключением и… провалились вместо того, чтобы взлететь. В этом году проект был благополучно похоронен.
Выдержка из релиза пресс-службы губернатора Ульяновской области: «После анализа исполнения областных целевых программ принято решение о признании утратившей силу программы «Создание аэростатических термобаллистируемых летательных аппаратов (АТЛА) на 2010-2014 годы. Стоимость программы, которую регион планировал создать вместе с «Локомоскаем», составляла 2,88 миллиарда рублей. В том числе из бюджета области на нее планировалось потратить 300 миллионов рублей». Обратите внимание на эту формулировку — «потратить». То-то, наверное, расстроились причастные к реализации строительства «вавилонской башни» чиновники: непотраченные миллионы ушли…
Кстати, к проекту «летающих тарелок» многие специалисты в области авиастроения изначально относились с большой долей здорового скепсиса. Ведь в 73-м регионе уже был неудачный опыт реализации данного проекта. На Ульяновском авиационном заводе было конструкторское бюро «Термоплан», в котором был спроектирован и построен аппарат необычной конструкции, предназначенный для транспортировки сверхтяжелых грузов на дальние расстояния. Это чудо техники представляло собой огромный диск диаметром от 140 до 320 метров в зависимости от модификации. Правда, по словам известного ульяновского публициста Жана Миндубаева, данный аппарат так и не взлетел, рухнув прямо на строительной площадке.
Есть в этой истории и еще одно любопытное совпадение. Незадолго до громкой презентации мегапроекта якобы было создано ООО «Итарус сервис», основным предназначением которого как раз было предоставление услуг по монтажу, техобслуживанию, ремонту и восстановлению летательных аппаратов и двигателей. Все бы ничего, да только по информации ульяновского блоггера Симбиблиса, единоличным владельцем данного предприятия, являлась… жена нашего губернатора Елена Морозова. Дирижабли наши так и не полетели, зато ООО «Итарус сервис» удалось даже расширить свою деятельность, занимаясь всем понемногу — производством деревянных изделий, оптовой торговлей непродовольственными товарами и даже поставками медицинского оборудования.
А сколько было уверенности в словах Сергея Ивановича! Или, к примеру, вот слова министра экономики Ульяновской области Олега Асмуса: «Сумма привлеченных инвестиций составит 2,7 миллиарда рублей». То есть инвесторы были готовы произвести серьезные финансовые вливания в реализацию проекта. Прошло три года… Где теперь все эти инвесторы, спонсоры, и государственные деятели? Где выполненные Сергеем Ивановичем обещания? Так что ремни перед полетом нам пристегивать рано. С таким пилотом мы вряд ли взлетим. Можем только разбиться…