С храмами Павловского района после Октябрьской революции происходило то же самое, что и со всеми храмами в России.
Колокола сбрасывали с колоколен, иконы разбивали, утварь растаскивали. Величественные здания, которые по красоте порой не уступали дворцам, если не разрушали, то превращали в склады. Немногие уцелевшие церкви после развала Советского Союза начали возрождаться.
Деревянная в Холстовке
В селе Холстовка чудом сохранилась практически в неизменном виде деревянная Архангельская церковь. Например, в Кадышевке тоже есть деревянный храм – церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1709 года постройки, – но его время не пощадило. Холстовцы свою церковь построили в 1886 году: светлую, стройную, богато украшенную резьбой, с высокой под 30 метров – колокольней.
Старушки, радушно встретившие нас у церкви, рассказали, что встарь звон большого колокола был слышен в соседних селах. Но и в столь отдаленной от родины Ленина деревушке его не уберегли: расширили узкий высокий оконный проем и вытолкнули колокол наружу. В советское время зданию церкви отвели утилитарную роль: быть складом ненужных вещей колхоза «Знамя коммунизма», как называли тогда Холстовку. Заколотили окна и два из имеющихся трех входов, ободрали роспись на стенах. В конце 1980-х – начале 1990-х годов церковь вновь открыли для служб. Отодрали доски, внутри покрасили стены, на оконце колокольни сделали «заплаты» из досок и повесили четыре небольших колокола.
На одном хорошо различима надпись: «Сей колокол был лит в Екатеринбурге в 1744 году».
Местный художник Николай Чеколаев написал иконы для иконостаса. На противоположной стене он изобразил сцену из Библии, причем на росписи сельчане узнали сестер, теток и племянниц художника.
Нынешний священник церкви отец Михаил велел эту роспись закрасить: неканонична.
Холстовка – село небогатое, да и верующих в нем мало, переживает местный житель Николай Вальцов. Он рассказал, как летом 2011 года вместе с Анатолием Старцевым, Иваном Кузнецовым, Николаем Штаевым и другими мужчинами оштукатурил кирпичное крыльцо, установил поручень. В этом году молодежь планирует пригнать к церкви трактор и выкосить бурьян. Прихожане надеются, что после возвращения нынешнего настоятеля Михаила с родины ремонт продолжится: не зря же он купил дом буквально в двух шагах от церкви.
Сейчас порядок в храме поддерживает молодая матушка Екатерина Щербакова: ее покойный муж Андрей, прежний холстовский батюшка, похоронен рядом с храмом.
Также на территории храма похоронен первый настоятель церкви, Петр Фролов. Мордвин, сын крестьянина из села Бегуча Петровского уезда, в возрасте 18 лет он поступил в Петровское уездное училище и был учителем в селе Зиновьевка Петровского уезда. Петр женился на дочери священника Гавриила Красноярского из села Лопатино Кузнецкого уезда – Аполлинарии, которая уговорила его посвятить себя служению церкви. Так учитель Фролов стал отцом Петром, и с 1887 по 1892 год служил диаконом Михаило-Архангельской церкви села Старый Пичаур Хвалынского уезда, а в 1892 году, после рукоположения во священники, назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви в мордовском селе Холстовка того же уезда. Определили именно в это село, потому что Петр знал мордовский язык. Здесь он служил до смерти в 1905 году. В некрологе сообщалось о педантичности священника: в течение 32 лет, с момента поступления в должность учителя и до смерти, он вел дневник, «куда вносил все, что он делал, что читал, писал, где был, кого видел, и в завершение ежедневно описывал погоду. Даже пред смертию не забыл свой дневник, просил сына наутро написать со слов его, но утром была его смерть».
В Шаховском каменная
Жители села Шаховское тоже сами стали восстанавливать свою церковь. Монументальный и величественный, этот каменный однопрестольный храм Покрова Богородицы был построен в 1878 году «тщанием землевладельцев Рябинина и Михайлова».
Впервые село Шаховское упоминается в 1762 году: по прошению владельца села, князя Никиты Шаховского, Святейший Синод повелел построить здесь Покровский храм. До постройки храма в Шаховском насчитывалось сто дворов, но вскоре село прославилось своими талантливыми богомазами, чьи иконы расходились по всей России. Были здесь кузнечные и столярные мастерские, славилось село также мастерами, умеющими ладить сани, телеги и кадушки.
Не перевелись мастера и в наши дни: местные умельцы соорудили металлическую ограду с воротами, обустроили клумбы. После 1925 года здание церкви использовалось–под библиотеку, сельский клуб, овощехранилище, долгое время она была просто заколочена и едва избежала сноса, ведь в Шаховском родился и вырос «серый кардинал» советской эпохи Михаил Суслов.
Возрождение храма началось в 2000 году, когда инициативная жительница Шаховского Нина Авакумова занялась поиском спонсоров и создала православную общину. Сельчане расчистили храм от мусора и посторонних предметов, вставили окна и двери, покрыли рубероидом крышу, постелили полы, покрасили купола, изготовили новые иконостас, престол и жертвенник. Вдоль стен стоят леса – значит, работы еще не закончены.
Что странно, обследование обоих храмов было проведено Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры Министерства культуры СССР еще в 1976 году, но церкви на государственную охрану не поставлены, и их охранные зоны не обозначены. В Комитете по культурному наследию сообщают, что это упущение будет исправлено.
Анна Школьная