Ярослав Вяткин
«АН» уже писали о так называемом афганском транзите через территорию России. По последней информации, он начнётся с 1 августа. А 25 июня премьер Дм. Медведев подписал Постановление Правительства РФ №637 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 219». После этого сразу резко обострились разговоры о уже решённом вопросе по размещению «базы НАТО в Ульяновске».
На основании решения Совбеза ООН
Основанием для допуска военных грузов к транзиту через территорию РФ является резолюция СБ ООН 2001 года. Она призывала соседние с Афганистаном государства обеспечить транзит ISAF – Международным силам содействия безопасности в Афганистане, основу которых составляют американские войска.
Сам по себе транзит военных грузов и личного состава армий стран НАТО через Россию идёт уже очень давно. Первые документы на этот счёт были подписаны в 2008 году. Тогда был оформлен упрощённый порядок железнодорожного транзита нелетальных (невоенных) грузов ISAF в Афганистан. Затем в ноябре 2010 г. была достигнута и договорённость о транзите из Афганистана. Кроме того, понятие невоенного груза было распространено на бронеавтомобили MRAP с усиленной защитой от мин и подрывов.
Данные грузы следуют через территорию РФ в основном в контейнерах, декларируются и даже могут быть досмотрены. Также в Афганистан идут горюче-смазочные материалы, которые закупаются, как правило, в России. Однако Германия имеет право и на провоз боевой техники под охраной (как немецкой, так и российской).
В год через нашу страну следуют тысячи контейнеров. А теперь, когда начался вывод войск из Афганистана, убегающей из страны «коалиции победителей» потребуется более 30 тыс. контейнеров в месяц! За каждый такой контейнер Запад платит по 1800 долл. – в год выйдет огромная сумма.
Воздушный мост
Кроме того, действовали и действуют двухсторонние соглашения о транзите воздушным путём вооружений и военной техники (ВиВТ), военного имущества и личного состава с Германией, Францией, Испанией, США, Италией и Швецией.
Например, соглашение о воздушном транзите с США предусматривает следующие пункты. Транзит военно-транспортных самолётов, везущих согласованные с нашей страной ВиВТ на основании генерального разрешения, выданного российскими органами, осуществляется без промежуточной посадки на территории РФ. Но для ряда видов вооружения промежуточная посадка обязательна. А вот транзит лайнеров, перемещающих военнослужащих с личным оружием и индивидуальными средствами защиты и экипировки, может осуществляться без совершения промежуточной посадки в России.
Самолёты, выполняющие промежуточную посадку в РФ, могут быть досмотрены в случае подозрений, что заявленный груз отличается от реального. Самолёт, совершающий беспосадочный перелёт, – тоже может быть посажен в случае нарушения правил нахождения в воздушном пространстве РФ или при подозрении на недозволенный груз. Могут и обратно отправить. Надо заметить, что американцы крайне редко садятся, даже если им это разрешено, – экономят, не хотят платить аэропортовые сборы.
В год разрешено до 4500 полётов в одну сторону. Всего американцы совершили уже более 14 тыс. таких рейсов и только военнослужащих перевезли более 120 тысяч.
Самолёты летают по приполярным гражданским коридорам, сопровождаются гражданскими и военными службами воздушного движения. При этом американские военные подпадают под юрисдикцию РФ в установленном международными законами порядке. Если Россия понесёт в результате каких-то действий ущерб – его возмещают американцы.
Опасный пакистанский маршрут
Раньше основным путём снабжения более чем 200-тысячной группировки НАТО в Афганистане был маршрут через Пакистан. Но американские колонны жестоко страдали от нападений на дорогах – счёт сожжённых машин идёт на тысячи. Американцы стараниями лихих вояк, стреляющих с беспилотников и вертолётов во все стороны, в итоге доигрались до того, что в прошлом ноябре маршрут Исламабад перекрыл. И только на днях госсекретарю Хиллари Клинтон удалось наконец убедить Пакистан разрешить транзит. Ей даже пришлось извиняться за действия своих военных. Видимо, очень не хотелось попадать уж совсем в кабальную зависимость от Москвы.
Объёмы грузов, транспортируемых «северным» путём, теперь сократятся, но вряд ли сильно. В Пакистане уже идут многотысячные демонстрации протеста против транзита, а талибы пообещали устроить на дорогах жаркую встречу. Северный путь для американцев, конечно, намного безопаснее.
Причём тут Ульяновск?
Ещё в мае 2011 г. руководство НАТО обратилось к России с просьбой обеспечить выводимой группировке комбинированный транзит – железнодорожный, автомобильный и воздушный, с возможностью перегрузки с одного типа носителя на другой в каком-то определённом пункте. Маршрута было достаточно лишь одного. Российской стороной проект был проработан и найден подходящий объект. Им оказался аэропорт «Восточный» в Ульяновске. На этом порте настаивала компания «Волга-Днепр», как основной субподрядчик ISAF в транзите грузов – это их, можно сказать, «домашний» аэропорт. В принятом 25 июня постановлении описывается порядок этого транзита.
«Комбинированный транзит вооружения, военной техники и военного имущества по территории Российской Федерации допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
а) вооружение, военная техника и военное имущество помещены под таможенную процедуру таможенного транзита с соблюдением условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
б) на перевозимые вооружение, военную технику и военное имущество представлен официальный сертификат по согласованной форме, подтверждающий номенклатуру, количество вооружения, военной техники и военного имущества и цель их перемещения;
в) в транспортном средстве перевозятся только вооружение, военная техника и военное имущество, указанные в сертификате;
г) грузовые операции с перевозимыми вооружением, военной техникой и военным имуществом производятся в присутствии должностных лиц таможенных органов».
Словом, всё военное имущество подвергается таможенным процедурам по правилам для транзитных грузов на основании законодательства России и Таможенного союза. Поэтому все операции с грузами должны производиться в присутствии таможенников. Нынешний вариант постановления гораздо строже предыдущего – раньше для грузов НАТО устанавливался особый порядок, теперь же – всё на общих основаниях, с таможней и пограничниками.
От редакции.
После нашумевшего постановления правительства становится ясно, что речь теперь идёт не только о транзите невоенных грузов НАТО (пресловутой туалетной бумаги) через нашу страну. Сейчас вполне официально пойдут и военные.
Тем не менее остаются некоторые вопросы. И главный из них – кому достанутся деньги, заплаченные Североатлантическим альянсом за транзит грузов? Ведь та же «Волга-Днепр» – частная авиакомпания. А кто сострижёт огромные барыши за транзит контейнеров по нашей железной дороге? Вполне вероятно, это будет не государство.
Дело в том, что свыше 35% всех грузов на железной дороге давно перевозит не государственная РЖД, а частные фирмы. В стране их более 2,5 тысячи. Крупнейшие – «БалтТрансСервис», «ЕвразТранс» (дочка «ЕвразХолдинга»), «Евросиб СПБ – транспортные системы», «Трансойл».
Общими усилиями так называемые частные железнодорожные операторы транспортируют более 500 млн. т грузов в год. Им принадлежат 500 тыс. из 1,4 млн. вагонов, передвигающихся по стране. Причём доля грузов, которые «фрахтуют» частники, с каждым годом растёт. Поэтому нетрудно представить, что специально под натовский транзит приближённые к власти чиновники могут создать новые, полностью подконтрольные им фирмы – пилить деньги так будет удобнее. Может быть, в этом и заключена причина столь быстрого согласия России на натовский транзит через свою территорию?