Благо общее и благо конкретное редко встречаются вместе. Мысленно, я представляю себе символику агросектора России – это “Болт и Грабли”, если смотреть на ситуацию глазами обывателя – со стороны, даже не пытаясь вникать в суть проблемы.
Когда же на пальцах пытаешься ему обрисовать ситуацию, то сталкиваешься с ключевым вопрос математики: не все ли равно?

Уважаемый мною Камиль Багаутдинов (ака simbiblis), написал замечательный комментарий к своему фоторепортажу. Про комментаторов “Улпрессы” не пишу, терпеть не могу анонимов-правдоискателей. А вот ощущение досады, которое испытывает любой человек с хозяйским взлядом на окружающую жизнь, глядя на заброшенные и обезлюдевшие поля,села и деревни, мне прекрасно знакомо. Но…

Содной строны, вовсе не так уж плохо, что земля немного отдохнет, после пожаров 2010 года. Местами, я даже наблюдал возрождение реликтовой растительности, казалось бы навсегда утраченной. Да и расширение лесного массива, так и вовсе не трагедия. Больше стало кабанов, косуль и зайцев. А в небе, всё больше птиц.

Да, упреки в отношении бездарных землевадельцев я полагаю относительно верны, а вот с выводами насчет бездарности чиновников, я бы не стал спешить…

Любая попытка взглянуть на поля взглядом потенциального инвестора, вызывает оторопь. Какие, ко всем чертям инвестиции? Три западных района области ещё не оклемались от “чернобыльского следа” и продолжают себе тихонько “фонить”, три южных района зона досягаемости Балаковской АЭС, два восточных района области – фактически в карантинной зоне НИИАРа. Пойдет на такие земли западный инвестор? Запросто! Но только при условии, что он  окончательно свихнулся.

Итак, имеем сразу минус восемь районов области, и вспоминаем, что у нас местами степь, местами лесостепь. Раньше, были орошаемые поля, но тогда и киловатт/час был существенно дешевле, да и трубы были не на вес золота. Новая эпоха, заставляет менять парадигму агросектора, и этот процесс, медленно, но движется. При этом, нужно сказать честно, никакой теории и траектории движения нет, всё эмпирически, методом проб и ошибок, путем обмена опытом.

В своем обсуждении ситуации с министром сельского хозяйства региона Александром Чепухиным, я тоже выразил досаду на отсутствие и концепции, и доктрины развития агросектора региона, что собственно никто и не оспаривает.
В обсуждении, мною была затронута и тема промышленного садоводства и получил приглашение посетить “пилотный проект”.
По стечению обстоятельств, именно в тех краях, где потом делал свой фоторепортаж – Камиль.

Скажу сразу, мнение мое неоднозначное, относительно увиденного, но ни вины министра сельского хозяйства, ни сотрудников министерства – Игоря Иванова, и Руслана Кантемирова в этом нет, проблема гораздо глубже и системней, но обо всем по порядку, тем более, что если говорить серьезно, у министерства есть реальный повод гордиться тем, что уже ими сделано:

Под промышленное садоводство, опытное хозяйство “Симбирский сад” за последний год отведено 168,8 Га земли. Отмечаю, земли далеко не лучшей, только на одном поле я увидел роскошную землю для садоводства, остальная земля потребует внимания и ухода. (Мысленно, я установил себе в голове некую “закладку”, напомнить, что в Барышском районе, недалеко от села Измайлово, некогда были прекрасные сады, земля была “пушистой” от торфа. который привозили с ныне не существующего Эстонского поселка (места торфоразработок) неподалеку). Но и тут, если не принимать во внимание посредственное качество земли, место выбрано грамотно, город – близко, что снижает транспортные издержки, а будущие сады окружены посадками, которые защитят сады от ветров, и обеспечат необходимо снегозадержание, а если возникнет необходимость, то и дымозадержание (бывает и такая потребность).

Сразу же меня заинтересовали технические детали, полив – собственная скважина, вода по по водородному показателю pH, ближе к пиву чем к молоку, не говоря уж про чистую воду. Что скорее всего хорошо, показатель в 4,5 – 5,2 не идеален, но не худший вариант. Оптимальная кислотность почвы для косточковых культур (вишни, сливы) и облепихи — 7, для яблони, груши, смородины, крыжовника — 6—6,5, для малины — 5,5—6, для земляники — 5—5,5.
Как я понял, моей иронии, по поводу выращивания вишни и сливы, демонстраторы полей и садов не уловили. Пассаж про идеальное место для малины, тоже был пропущен мимо ушей.
На более кислых почвах растения плохо усваивают питательные вещества, плохо развивается корневая система и в целом растение, накапливаются вредные для них вещества, не развиваются полезные микроорганизмы
Разумеется, за отсутствием лаборатории под рукой, прикидка кислотности почвы была сделана на глазок, по внешним признакам. Белесая, похожая на золу прослойка почвы на небольшой глубине свидетельствует о кислой среде. На сильнокислых почвах хорошо растут щавель, хвощ, лютик ползучий. На слабокислых — лебеда, крапива. Не переносят кислых почв донник, красный клевер, и пр.
Скажем, клевера я что-то не наблюдал (за исключением одного поля), зато лебеды уж точно было с избытком.


Осмотр распределительно-поливочного узла, принес удовлетворение, все сделано по уму. Шланги для капельного полива подобраны многолетние, а не ширпотреб. Порядок внесения мочевины, калийных и азото-фосфорных удобрений проработан замечательно. Теперь о недостатках. Вода для полива будет не слишком мягкой, но и не слишком жесткой, но явно с дефицитом магния. Следовательно, было бы неплохо иметь в распоряжении пилораму, понадобиться много золы для удобрения сада, и опилок на аварийный случай (защита от заморозков в момент цветения сада), но это годика через три.
На что ещё обратил внимание? На норы, с которыми придется что-то делать, нет врага для сада опаснее чем грызун.
Как я понимаю, орнитологи могут и помочь с разведением  сов, местные экологи не откажут в помощи по части ежей, ужей и для борьбы с жуками и слизнями  понадобятся ящерицы и веретеницы. (вот пример того, почему не нужно было закрывать станции юннатов, и где власть действительно промахнулась). Экопродукты требуют экотехнологий защиты урожая.


Про технику, много писать не буду, часть уже выкуплена, часть приобретена в лизинг. Вопросов нет, точнее я получил ответы на все вопросы по технике, и чуть позднее вернусь к этой теме.

Если никто из властей мешать не будет, то через четыре года появиться в саду первый серьезный урожай. Пока саженцам один-два года, сорта низкорослые, в основном осенние.
Есть и посадки смородины, тут урожай будет получен раньше.


Техники пока в четыре раза меньше, чем необходимо на самом-то деле.

Поэтому, а также принимая во внимание, что садоводство дело достаточно долгое и муторное, есть и проблемы с кадрами, их расселением (а промышленное садоводство требует от 500 до 700 специалистов, сучетом сезонных работ)
Предприняты попытки (и полагаю вполне успешные), развивать подсобной хозяйство – теплицы, свинофермы, даже коровник (нет, пока скорее телятник), не считая водоплавающей и прочей птицы. Это хозяйство позволяет выплачивать по кредитам, зарплату, приобретать материалы и ГСМ, производить оплату электроэнергии.

Появилось даже свое автохозяйство.


И, уже упомянутое мною – тепличное хозяйство.

Индоутка.


Птичий двор. Тут, как я догадываюсь, вероятно не хватило денег ни на сетчатый забор, ни на небольшой водоём, пока средств не хватает на всё.

Все силы брошены на заготовку кормов.

Второе хозяйство, то которое подсобное, но пока по сути основное – называется “Панский бекон”.
А табличка, которая вызывает у некоторых раздражение, меня тоже удивила, но совершенно с иной стороны. её мало, нужно вообще КПП с санитарным постом-контролем.

Самое опасное для свиноводства – ОРЗ и ОРВИ, да те самые, которые между делом переносит человек, который чихает, кашляет, но тащится на работу. Свиньи же, обычно умирают и можно сказать, повально, от 25 и более процентов поголовья, а есть ещё чума (бывает, что путают с ней другое заболевание именуемое – рожа), ящур, болезнь Ауески (ложное бешенство), не считая менее распространенных, но не менее опасных: туберкулез, бруцеллез, лептоспироз, бешенство, столбняк, хламидиоз и др.; так вот, поскольку большая часть заболеваний передается от человеку к свинье и обратно, то ограничение входа на территорию и карантинная зона доступа – великое благо, а не ограничение свободы передвижения.

Полагаю, фермы заслуживают отдельного и дополнительного рассказа. А мне пора завершать. Подчеркну, ошибки наверняка есть, но в глаза вроде не бросаются. Тут уж как говориться: “На мелких ошибках учатся, на крупных – защищают диссертации.”

Все же, один серьезный недостаток я заметил – явно отмечается недостаток денег. Нельзя столь замечательно серьезные проекты осуществлять в столь минималистском стиле. Ведь это не просто опытное хозяйство, это целый университет для будущих фермеров, где идет отладка агротехнологий.

Области же, нужно порядка 30 подобных хозяйств (а это 15 -18 тысяч рабочих мест), но не согласованность ОЦП, не верная расстановка приоритетов важности, приводит к тому, что регион потратит сначала деньги на какой-нибудь форум молодежи и КВН, а потом начинает ломать голову – почему молодежь уезжает из села? Так ведь позабыли же о рабочих местах и перспективах, одними танцами и плясками сыт не будешь.

Точно так же, власть предпочитает экономить на экологах и экотехнологиях, а потом приходится приобретать все “ноу-хау” у более умных соседей, но на порядок дороже.
Впрочем, вопросы социализации АПК, биотехнологий, межведомственного взаимодействия, тема отдельного очень серьезного разговора.

Каждая поднятая в сюжете тема, заслуживает подробного анализа и рассмотрения, все в один текст не впихнешь. А спорить сейчас, на тему “стакан на половину полон, или на половину пуст” – занятие бесперспективное и пустое.

Полагаю, что к отдельным проблемным моментам, я ещё не раз буду возвращаться. Как говорят, математики-аналитики здравым смыслом не обладают, им обязательно нужно все доказывать. Так вот, я как раз из тех самых аналитиков. Меня эмоции мало интересуют, правда, так и не дали мне довести осмысление темы до полного собственного понимания, Камиль создал своей поездкой преждевременную информационную волну.

PS: Во избежание спекуляций, напомню, что я ездил много раньше Камиля, и вообще у нас с ним нормальные отношения. Я его позицию прекрасно понимаю, и даже в чем-то поддерживаю. Но, нужно говорить не только о том, что уже есть, но и о перспективах.