Сергей РАШПИЛЬ
Теперь уже бывший министр образования Андрей Фурсенко в 2007 году на ежегодном молодежном форуме на Селигере высказался: «Недостатком советской системы образования была попытка сформировать образ человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами работы других».
То есть открыто признался в том, что думающая молодежь просто не нужна. Получается, правительству необходимы лишь послушные киборги, владеющие отверточными и сборочными технологиями по чужим схемам.
А в 2006 году все тот же Фурсенко высказался еще откровеннее: «Нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам». Видимо, в этой фразе ключевое слово: «стандарты». Что же это за стандарты такие?
Показательно, что чиновники из ведомств, курирующих образование в стране, по поводу их введения высказываются оптимистично. И вообще напрасно родители, учителя и ветераны образования (да и сами школьники) волнуются. К примеру, вот что по этому поводу говорит одна из региональных руководительниц службы по надзору и контролю в сфере образования:
«Хочется успокоить родителей: ничего отрицательного изменения не принесут. Главное — образование останется бесплатным. Платить, как и прежде, придется за дополнительные образовательные услуги — за все, что выше образовательного минимума… Я считаю, в старшей школе можно и нужно ученикам выбирать профили обучения. Но в средней (с 5 по 9 класс) этого не нужно делать. Ребенок еще сам не знает, чего он хочет. В средней школе важно дать базовые знания».
Получается, высокопоставленная чиновница откровенно признается: то, что раньше для наших детей было бесплатным, теперь будет платным. Ведь что такое дополнительные образовательные услуги? Как раз те самые кружки, секции, факультативы и так далее. Да и сама формулировка «дополнительные образовательные услуги» звучит как-то не так. Народный учитель России Юрий Латышев резко высказался по этому поводу: «Недопустимо учителей приравнивать к продавцам или менеджерам!».
В прошлом году на состоявшемся в зале Ученого совета УлГТУ круглом столе о стандартах образования ульяновские школьники выступили против новой реформы образования. По их мнению, каждый ученик должен развиваться во всех направлениях, поэтому ему лучше изучать положенные 22 предмета, а не 10». Из комментариев посетителей одного из ульяновских сайтов:
«Вы ошибаетесь, говоря, что детям не с чем сравнивать. Рядом их родители, дедушки и бабушки, которые могут помочь разобраться с трудными заданиями, так как получили универсальное образование в советское время.
Почему в институте благородных девиц были все учебные дисциплины? Зачем старый князь Болконский учил свою дочь геометрии, причем спрашивал по всем правилам? У человека должны быть универсальные знания. А профильные предметы он может изучать углубленно. Вот об этом и говорили представители молодежи. И не надо умалять их представление о жизни. Они порой мыслят трезвее, чем иные взрослые, которые стремятся себя зарекомендовать сомнительными идеями и «открытиями», наподобие колобковедения».
Однако не все ульяновские педагоги разделяют эту позицию. Есть среди них и те, кто считает, что в условиях постоянно меняющегося мира, насыщенного информацией, систему образования безусловно необходимо менять. Вот мнение Светланы Зуевой, преподавателя методики обучения русского языка в УлГПУ: «Мир изменился, сейчас необходимо вырабатывать в учениках такие качества как активность, развивать в них способности к самообучаемости. Разговоры о развале системы советского образования считаю несостоятельными. Развал у нас начался не с этого. Однако минимизирование количества обязательных предметов и введение платных услуг я считаю недопустимым».
Правда, не очень понятно, чем советская система образования могла помешать нынешнему веку высоких технологий?
Кроме того, смущает введение курса «Россия в мире. Индивидуальный проект». Это явный дубляж той же истории, географии, и старых добрых «Основ государства и права». Формулировка «индивидуальный проект» вообще пугает. Какой такой индивидуальный проект может разработать десятилетний ребенок?
Но даже если мы согласимся с тем, что мир изменился, и систему образования необходимо менять, то давайте тогда согласимся и с тем, что для новой системы нужно подготавливать не только школы и учеников, но и учителей. А у нас как всегда: сначала реформа, потом стандарты. Министр ушел — поговаривают, что ЕГЭ могут отменить, и все может вернуться на круги своя! Так что, как всегда, получилась реформа ради реформы?