Виктория Чернышева
Раритетные автомобили разместились в Ульяновске на площади 100-летия со дня рождения Ленина. В ретро-выставке, организованной Ульяновским государственным педагогическим университетом и местным Клубом автомобилей старого стиля ONECLUB, приняли участие около 40 машин из Ульяновска, Самары, Казани, Тольятти, Сызрани, Бугульмы и Николаевки.
– Самый “старый” автомобиль – американский Willys-Overland 1928 года выпуска; самый “молодой” – ВАЗ-2106, выпущенный в 1999 году. Однако “шестерку” тоже можно назвать раритетом. Она доработана: все, что возможно – внешние и внутренние детали – заменили аналогами, выпущенными в советское время, 70-80-е годы. Полностью был перешит салон, – рассказал участник Клуба автомобилей старого стиля Александр Кременицкий. – Часть автомобилей прибыли к нам своим ходом, а часть привезли на автовозах – гнать их за несколько сотен километров было сложно.
В Ульяновске выставка ретро-автомобилей такого масштаба – первая. Каждый экспонат имел свою изюминку. Например, в борту прошедшего войну ГАЗ-67 торчит пуля. Автомобиль неотреставрированный, а потому он выглядит так, будто только сейчас приехал с поля боя.
Willys-Overland выглядит по нынешним временам экзотично: диски колес у него деревянные. “Американца” тоже не реставрировали, но он до сих пор в очень хорошем состоянии. Эту модель начали выпускать в 1926 году: основатель завода Джон Виллис дал распоряжение рекламировать машину под лозунгом Whippet (так называют гончих собак). Это была абсолютно новая концепция в автомобилестроении: быстрый, легкий, стильный и дешевый автомобиль. Производство серии Whippet свернули в 1931 году: на ее смену пришел более дешевый Willys 77.
Willys-Overland, так же, как и еще один раритет – немецкий Adler 1936 года (на машине той же марки, только кабриолете, ездила знаменитая троица – Трус, Балбес и Бывалый в “Кавказской пленнице”) – принадлежат жителю райцентра Николаевка Ульяновской области Рустаму Салихову. В его коллекции – 17 ретро-машин. На вопрос, почему он начал коллекционировать именно автомобили, Рустам пожимает плечами: причины нет, все это – для души.
– Самый первый автомобиль, который я приобрел – военный ГАЗ-67. Похожий, 1943 года выпуска, я привез в Ульяновск: машина прошла войну, была в осколках. Я ее восстановил, – рассказывает Салихов. – Adler я приобрел в Татарстане – там на машине не ездили, а я теперь выезжаю. Willys-Overland мне привезли из Америки.
Автомобили Рустам находит через друзей, знакомых. Раритеты восстанавливает своими руками. Свою коллекцию хранит во дворе своего частного дома: самые ценные автомобили прячет от снега и дождя в гараже.
В рамках выставки прошло голосование среди зрителей. Лучшим экспонатом признали самый яркий ретро-автомобиль – небесно-голубой Кадиллак 1958 года выпуска.