Семен САБЛИН
Опасность крупного ЧП природного или техногенного характера у нас в области, как и по всей России, не меньше, чем в предгорьях Кавказа. Причины этого кроются не столько в стремительном техническом прогрессе, в изменениях в климате, сколько в длительном пренебрежении властей вопросами безопасности населения.
Виновники или стрелочники?
Одной из главных причин массовой гибели людей в Крымске стало отсутствие в городе системы оповещения о ЧП. В результате, пожалуй, впервые за последние десятилетия, за решеткой оказались не рядовые исполнители, а чиновники довольно высокого ранга. В прошедшее воскресенье было объявлено о заключении под стражу Главы Крымского района, мэра Крымска и начальника Управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций крымского райуправления МЧС. Они обвиняются в халатности, повлекшей массовую гибель людей, в том, что, имея в запасе как минимум три часа до удара водного потока по городу, они ничего не предприняли для оповещения людей о грозящей опасности.
Сами задержанные заявляют, что имеющиеся в их распоряжении способы оповещения они использовали. То есть направили тех чиновников, которые оказались поздним вечером «под рукой», обходить дворы и многоквартирные дома с вестью о грозящей опасности. Столь архаичный способ оповещения явление отнюдь не одного лишь Крымска. Системы оповещения практически во российских городах давно нет, как таковой. Так что чиновники, оказавшиеся за решеткой, всего лишь «стрелочники», хоть и высокого ранга. Им не повезло, они просто «попали», как мог «попасть» в аналогичной ситуации любой из чиновников их уровня и даже рангом повыше. Ведь в Крымск дважды приезжал сам президент, да еще обещал вернуться! Наказанные просто должны были быть найдены или назначены. Истинные причины задержания чиновников кроются вовсе не в их нерасторопности или досадном сбое налаженной системы оповещения, а в ее полном отсутствии. Как показывают события последних лет лет и даже месяцев, хоть мы в Ульяновске живем не в предгорье, но подобное крымской трагедии в любой момент может произойти и у нас.
Раньше было лучше?
После событий в Крымске в СМИ и в разговорах между людьми было немало сказано о том, что «во времена СССР было лучше, система оповещения населения существовала». Система гражданской обороны в СССР, действительно, была. Но она была нацелена на оборону населения в случае ядерного удара противника. Катастрофам техногенного и природного характера эта система практически не уделяла внимания.
В году 1976 у нас в городе на базе завода «Искра» проводилось всесоюзное совещание, на котором рассматривалась надежность бомбоубежищ Ульяновска. Один из участников совещания задал вопрос о том, какие городские убежища полностью соответствуют требованиям безопасности на случай ядерного удара. Представитель Москвы тогда ответил, что такое убежище в городе одно. Оно находилось под зданием телеграфно-телефонной связи на ул. Л. Толстого. Даже обкомовское убежище не полностью соответствовало этим требованиям. А на вопрос о том, выдержат ли перекрытия бомбоубежища под заводом «Искра» в случае обрушения на них здания в результате взрывной волны, был дан однозначный ответ — нет.
Когда в 1979 году была разморожена ТЭЦ автозавода, никто даже не подумал оповестить население районов города, которые должны были подвергнуться размораживанию. И это при том, что практически в каждой квартире той новогодней ночью был включен телевизор. Потом была авария теплохода «Суворов». В результате практически была парализована переправа через Волгу. Никакой информации для людей не было.
Почему молчали сирены?
Еще в середине 90-х годов прошлого века все теле- и радиоканалы Ульяновска, вне зависимости от форм собственности, приблизительно 1-2 раза в год проводили 5-минутное учебное оповещение населения на случай ЧП. Правда, когда осенью 1997 года в Заволжье, в результате утечки газа на газопроводе в районе села Поповка Чердаклинского района, дома на ул. Ак. Павлова накрыло газовое облако, никто никого оповещать не стал.
Нельзя не вспомнить и о взрыве 13 ноября 2009 года на «Арсенале». Молчание служб оповещения местного МЧС даже после того, как информация о взрыве прошла по центральным СМИ, объяснить ничем невозможно. По соседству с «Арсеналом», в зоне прямой видимости, находятся еще два предприятия, каждое из которых способно само стать причиной страшной катастрофы. Это патронный завод, в цехе №3 которого ранее неоднократно гремели взрывы. Почти между «Арсеналом» и патронным заводом находятся химсклады. Что там хранится, точно не известно даже жителям Заволжья. Отнюдь не гербициды для сельского хозяйства. Между объектами повышенной опасности, которые образуют страшный взрывоопасный треугольник, проходит железная дорога, по которой чего только не возят. К тому же вся Нижняя Терраса находится ниже уровня Волги и защищена от воды лишь дамбой, которая вполне может быть разрушена взрывом.
Спустя ровно год после взрыва на «Арсенале», 18 ноября 2010 года, в Ульяновске прошли штабные учения руководства городского ГО и ЧС и руководства муниципальных образований, на которых планировалась отработка действий руководства города и районов во время катастроф. Согласно правилам, существует специальная система оповещения городских чиновников. Получив информацию, они должны в течение часа прибыть в указанное место.
В день учений по системе оповещения из 36 городских руководителей смогли разыскать только 21 начальника. Еще 15 начальников после объявленной тревоги не смогли разыскать ни по рабочим, ни по домашним телефонам. А сотовые телефоны, постоянная работа которых оплачивается за счет бюджета, у них были отключены или находились вне зоны действия сети. Ну и с кем оставалось спасать население города от ЧП?
Чиновникам отлично известно, что подобные учения есть ни что иное, как очередные «игры для галочки». Они знают, что в Ульяновске нет системы оповещения, нет действенной системы спасения, нет служб, укомплектованных всем необходимым. Так что если по-настоящему что-то случится, чиновникам будет просто невозможно оповестить об этом население, некем руководить и нечем его спасать. В то же время, если любого из них поднять среди ночи, то они, не открывая глаз, назовут более десятка проблемных мест, где может «шарахнуть» в любой день и в любой час. А системы оповещения нет по той причине, что, согласно правилам существования вертикали власти, все выполняется по команде «сверху». Поскольку ее не было, то ничего и не создавали. Теперь, после Крымска, создадут?
Скорее всего, дело ограничится очередной кампанией. Когда этот номер был готов к сдаче в типографию, было известно, что на 24 июля на 17 часов 45 минут назначена внеплановая проверка системы оповещения. В систему оповещения включены электросирены, информация должна была передаваться по «Радио России» и по ТВ «Россия-1». То есть система работает, в лучшем случае, на уровне 80-х годов прошлого века. Ведь даже в 90-е годы в учебных тревогах были задействованы все имеющиеся в области теле- и радиостанции. Но с их владельцами нужно договариваться, на что нужно время. А погудеть сиренами, которые явно начали в спешном порядке после событий в Крымске восстанавливать, нужно прямо сейчас, чтобы в Москве услышали — ульяновский чиновник не спит! Об использовании систем сетевой и, тем более, мобильной связи у нас в области даже речи не ведется. В то время, как в цивилизованных странах действует система, подающая сигнал тревоги на каждый сотовый телефон, находящийся в районе катастрофы. Как сегодня действует система оповещения населения в случае ЧП показала недавняя «газовая атака» на многострадальный район на ул. Ак. Павлова на Верхней Террасе.
После провальных ноябрьских учений были дежурные «громы и молнии». А вот толку, как не было, так и нет. Уже в этом году 19 мая жители заволжских домов вечером почувствовали в своих квартирах резкий неприятный запах газа. Натренированные взрывом на «Арсенале», многие заволжцы, хватая детей, документы и деньги бежали из домов на улицу. Пытаясь разобраться в чем дело, люди звонили в аварийные службы. Но диспетчеры пояснить ничего не могли. Позже главный инженер «Ульяновскгоргаза» Николай Кочугов пояснил, что в природный газ, используемый в бытовых целях, который не имеет цвета и запаха, в качестве добавки, предупреждающей об утечке, вводят одорант с неприятным запахом. Якобы на одной из распределительных станций «Самаратрансгаз» почему-то в газ, который получают жители Заволжья, было добавлено этого одоранта сверх всякой меры, отчего и появился такой сильный и неприятный запах.
Дальше все развивалось по привычному сценарию. После начала ЧП газовики и не подумали поставить в известность об этом руководство города. Когда руководители города, после неуспешных попыток разыскать руководителей «Ульяновскгоргаз», сами связались с диспетчерами, те не смогли ничего пояснить городскому начальству. Согласно докладу начальника Ульяновского штаба ГО и ЧС Сергея Цывочки, на место ЧП выехала оперативная группа. Члены этой группы, лично обойдя столько квартир, сколько смогли, рассказали людям о ЧП и посоветовали им покинуть помещения. Сирены в районе ЧП молчали. Как молчали радио, телевидение, сотовые и сетевые телефоны. Информацию о газовом ЧП, по словам господина Цывочки, позже все-таки дали в СМИ и в Интернет. Но кто и когда ту информацию видел-слышал? А после пожара, как известно, и детская лейка огнетушитель.
Все глобальные катастрофы, при своей внешней хаотичности, имеют определенную логику. Крупным ЧП всегда предшествует серия мелких. Но люди, чаще всего, игнорируют их. Это показал Крымск. Это ежедневно происходит в Ульяновске и области. А еще наличие самой системы оповещения не является само по себе панацеей. К нему необходимы воля и действия властей. А уж чего у нас традиционно нет, того, извините, нет!
zzz
В Новом городе сирены во время испытаний не было . Следовательно, все мы уже трупы.
РС ЧС
последний абзац +100500
Житель
Я из Нового города в назначенное время тоже ничего не слышал, следовательно лишний раз убеждаюсь, что ничего у нас не работает!!!
Северянка
и я ничего не слышала ((((((
Ульяновец
Проведение проверки работоспособности местной системы централизованного оповещения населения в Ульяновске без доведения сигнала до абонента необходимо срочно запретить, так как эти эксперименты дезорганизуют население и в случае реального оповещения сыграют злую шутку с жизнями Ульяновцев. Оповещение жителей в пригородной зоне и всей области не выдерживает ни какой критики. В случае реальной угрозы населению всей области или какого-то района всего скорее всё будет как в Крымске, т. е. никакого оповещения. Необходимо срочно МЧС Ульяновской области провести следующие работы:
1.Организовать перехват всех телевизионных программ и вновь вводимых, как самых эффективных в случае ЧС, и начать проводить учения с целью обучения жителей области. Не забыть и цифровые каналы в первом мультиплексе, который скоро появится в Ульяновской области.
2. Организовать перехват всех радиопрограмм и вновь вводимых, включая коммерческие.
3.Решить вопрос с Ульгэс о включении оборудования оповещения в список лимита энергоснабжения в случае ЧС. Этот вопрос никак не решается и игнорируется всеми чиновниками .
4.Сотовые операторы тоже должны быть задействованы в оповещении. Но надо учитывать, что в случае ЧС сеть обычно виснет. Как было с Арсеналом.
5.Ночью самое тяжелое время для оповещения. И обычные меры могут быть не эффективны.
Ну и самое главное ничего не будет сделано как обычно.