«Единая Россия», кажется, подтверждает обвинения оппозиции в узурпации власти в стране. Придет время, это подтвердит, вероятно, и Конституционный суд, ведь именно Конституция выглядит первой пострадавшей в период после выборов 4 декабря 2011 года.
В ходе тех выборов «Единая Россия» лишилась конституционного большинства (300 мест) в Госдуме и имеет теперь только 238 мест. Лишилась она и возможности менять Основной закон так, как ей хотелось бы, поскольку 300 депутатов не наберет, даже завербовав, скажем, фракцию ЛДПР. Поняв это, «ЕР» решила действовать, похоже, напролом и начала клепать законы, которые фактически переписывают Конституцию. Это оппозиция и расценивает как узурпацию власти.
Буквально по любому из законов, принятых в последнее время и вызвавших в обществе скандал, можно назвать конкретные статьи Конституции, которые эти законы нарушают. Закон о прямых выборах губернаторов предусматривает, например, что кандидатуры на пост глав регионов одобряются сначала депутатами органов местного самоуправления. В случае неодобрения принимать участие в выборах претенденты не смогут. Это положение противоречит сразу нескольким статьям Основного закона. Во-первых, статье 3, гласящей, что единственным источником власти в Российской Федерации является народ, то есть только народ вправе на выборах и референдумах решать, кому поручить управление. Во-вторых, статье 32, устанавливающей, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Лишение избирательных прав возможно только по суду и невозможно через какое бы то ни было одобрение или неодобрение.
В-третьих, статье 12, устанавливающей, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» и, следовательно, не могут влиять на их формирование – это тоже к так называемым муниципальным фильтрам.
Закон об ужесточении наказания за участие в несанкционированных митингах, шествиях и проч. грубо попирает статью 31 Конституции, которая дословно звучит так: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Конституция, как известно, является законом прямого действия, и она не предполагает испрашивания населением у власти разрешения на проведение массовых мероприятий. Никакой санкции не требуется вообще, разве что согласование места проведения и маршрута.
Закон о «черных списках» интернет-сайтов подразумевает введение цензуры, что противоречит статье 29 Основного закона, гласящей, что «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Ограничения тут следующие: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду». Все остальные запреты антиконституционны.
Из вышеперечисленного видно, что партия власти открыто игнорирует Конституцию. При том, что в случае противоречия какого-то закона и Конституции действуют нормы Конституции, как записано в пункте 1 статьи 15 Основного закона. Содержит он и то, что, по мнению оппозиции, ждет уже скоро «Единую Россию», а именно: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (п.4 ст.3). Попрание положений Основного закона и есть присвоение властных полномочий, и конфликт вокруг этого будет в ближайшее время только нарастать.
Юрий Кашинский