Сегодня вступает в силу Постановление Правительства «О порядке наземного и комбинированного (железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом) транзита через территорию Российской Федерации вооружения, военной техники и военного имущества, следующих в адрес Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан и в обратном направлении».

На мой взгляд, открытие транзитной базы НАТО в Ульяновске – однозначно позитивный и стратегически верный шаг на пути обеспечения национальной безопасности России. Основные аргументы следующие:

Во-первых. Завершившаяся реформа Вооруженных Сил России, к сожалению, не привела к повышению эффективности военной организации государства в противодействии современным угрозам и вызовам безопасности. Бездумное сокращение военных ВУЗов вместо качественной реформы военного образования не позволили исправить ситуацию, при которой российские военные ВУЗы готовили и продолжают готовить, если пользоваться терминологией С. Хантингтона, специалистов в области «use of violence» (применения насилия), вместо подготовки кадров в сфере «management of violence» (управления насилием); фактическое закрытие последней российской зарубежной военной базы во вьетнамской Камрани видится и вовсе абсурдным решением в свете все возрастающей мощи «азиатских тигров» во главе с Китаем; о наличии современного ВПК, производящего отвечающих современным представлениям о вооружениях образцы российского оружия, говорить также не приходится. Отсюда – весьма серьезные сомнения в возможностях российских ВС обеспечить национальную безопасность страны. При этом я сознательно оставляю за скобками наш «ядерный щит», являющийся, хотя и основным, но все же политическим инструментом сдерживания.

Второе – следствие первого. В условиях слабости военной организации государства, попытки самостоятельно обеспечить национальную безопасность выглядят тщетными. Это действительно так, поскольку: а) современные угрозы национальной безопасности не сводятся лишь к угрозам военным, хотя могут быть купированы с помощью вооруженных сил; б) эти угрозы носят трансграничный характер и затрагивают все страны без исключения. Речь идет о терроризме, миграционных потоках, наркотрафике, незаконном обороте оружия… Понимание этого на Западе выражается не только в доктринальных установках обеспечения национальной безопасности и применения вооруженных сил, но и на практике. Все страны выступают за интеграцию своих систем безопасности, все страны ищут союзников, партнеров… Даже США, притом, что они постоянно упрекают своих европейских партнеров в слабости их институтов обеспечения безопасности, всегда стремятся создавать коалиции, союзы, партнерства в решении проблем обеспечения собственной безопасности.

Третье. Допуская создание базы НАТО на своей территории, Россия действительно решает проблемы собственной безопасности, обусловленные наличием угроз, исходящих из Афганистана. Афганистан – это проблема не только НАТО, но, прежде всего, проблема обеспечения национальной безопасности России. По данным ООН, Россия занимает второе место после Европы по объему потребления афганского героина, не говоря уже о базах подготовки террористов и потоках беженцев и оружия в приграничный Таджикистан. Опыт самостоятельного участия в нейтрализации исходящих из Афганистана угроз у нас уже был, и память об этом удерживает Россию от новых попыток самостоятельного участия в афганском конфликте. В этом смысле, избранный российским руководством формат обеспечения национальной безопасности – предоставление собственной инфраструктуры, представляется наиболее оптимальным и стратегически верным: это первый шаг на пути интеграции инфраструктур безопасности: российской и европейской. А поскольку НАТО уже и не европейская организация, не региональная, а скорее глобальная, то открытие базы альянса в России – шаг к глобальной интеграции инфраструктур безопасности, а затем и к вступлению в НАТО.

Андрей Дунаев адвокат, председатель партии “Правое дело”