МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Отсутствие в России культуры обращения с отходами превращает наши села в огромные свалки.
Новый способ борьбы с мусором в сельской местности найден в Чувашии. Теперь в одном из районов республики продавцы магазинов записывают на каждой купленной упаковке мороженого, пачке сигарет, а также на этикетках бутылок минеральной воды и даже водки фамилии покупателей. Делается это для того, чтобы в дальнейшем можно было определить, кто именно выбросил обертку или бутылку в неположенном месте. Загрязнение российских сел и деревень стало серьезнейшей проблемой: как правило, мусор из сельской местности не вывозится, поэтому леса и поля превращаются в огромные свалки. При этом переработки мусора в нашей стране практически нет. Поэтому любимые россиянами выезды на природу уже в самом недалеком будущем могут превратиться в поездки на помойку, а сами села – в мусорные полигоны.

Пионерами в борьбе за чистоту в Чувашии стали сотрудники администрации Атнарского сельского поселения Красночетайского района республики. Именно они решили, что каждого мусорящего гражданина необходимо знать в лицо. Если «именной» мусор будет обнаружен на улице, то его «хозяина», как заверяют местные чиновники, обязательно заставят убрать за собой.

Особое внимание «мусорной проблеме» уделяет и губернатор Московской области Сергей Шойгу. В частности, недавно он предложил публиковать имена и фотографии людей, мусорящих в лесах Подмосковья, в средствах массовой информации. По словам г-на Шойгу, в районных газетах должны быть также опубликованы номера машин, а «если можно найти, то и фотографии» автомобилистов, которые выбрасывали мусор на обочины дорог. Также подмосковный губернатор считает необходимым создать общественные патрули, которые следили бы за состоянием лесов.

Впрочем, несмотря на остроту проблемы, почти половина россиян не готовы участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения. Треть (34%) россиян возлагают ответственность за состояние экологии в своем населенном пункте на местную власть. 16% граждан полагают, что за это должны отвечать федеральные власти и сами люди. 14% считают охрану окружающей среды делом региональной власти, 13% – специальных правительственных служб. И совсем небольшая часть наших соотечественников думают, что об экологии в первую очередь должны заботиться предприятия и общественные организации.

Загрязнение сельской местности, лесов, полей и берегов рек приобретает масштаб настоящей катастрофы, заявляют эксперты. По их мнению, проблема имеет несколько аспектов. Во-первых, мусоропереработка до сих пор не стала в стране массовым явлением. Во-вторых, местные власти предпочитают решать вопрос наихудшим способом – организуя свалки. И главное – структура мусора на селе за последние годы принципиально изменилась, а культура обращения с ним осталась прежней.

«Как валили, так и будем валить»
Мусор из сельской местности в нашей стране практически не вывозится, заявляют эксперты, опрошенные «НИ». А это означает, что все отходы без исключения – стекло, пластик, полиэтилен, строительные материалы – попросту сваливаются в близлежащий лесок и остаются там на века.

«Не секрет, что власти организовывают свалки буквально одной подписью, чаще всего они действительно оказываются в лесу», – рассказал «НИ» руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. По его словам, зачастую часть леса вырубается вообще без каких-либо разрешений и там организуется мусорный полигон. «Заканчивается это, как правило, тем, что свалки начинают гореть, а если они не оформлены, то и тушить их тоже, понятное дело, никто не хочет», – отмечает эксперт. По его словам, сейчас ближнее и среднее Подмосковье превращается в помойку. «Дело во всеобщем свинстве: например, дачники очень часто предпочитают вываливать мусор просто на обочины дорог», – возмущается г-н Ярошенко.

«Всеобщее свинство» – это действительно серьезная проблема, уходящая своими корнями в менталитет русского человека. Так, 57-летний житель Чердаклинского района Ульяновской области Николай М. весь мусор выбрасывает исключительно в овраг. «Дед мой валил мусор туда, отец мой валил тоже вниз с горы, а чем я хуже?» – искренне недоумевает мужчина. Судя по всему, такое мнение разделяют большинство его односельчан. Видимо, поэтому эксперимент, затеянный местной администрацией, закончился провалом. Чиновники совершенно бесплатно раздали жителем села мусорные контейнеры, которые люди должны были расставить у домов. Однако металлическим бакам тотчас же нашли другое применение: из них сделали… летний душ. «С нас хотели рублей по 200 брать за вывоз мусора. Но кто же в деревне будет такие деньги платить?! Может, еще и за воздух заставят деньги отдавать? – недоумевает собеседник «НИ». – Нет уж, как валили, так и будем дальше».

Однако беда заключается в принципиальном изменении состава мусора, замечает сопредседатель Международного социально-экологического союза Владимир Захаров. «Если раньше в овраг сбрасывали обрывки газет и картофельные очистки, то сегодня – пластиковые бутылки и полиэтилен. Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день село просто захлебывается пластиком», – посетовал в разговоре с «НИ» эксперт.

«Сдал бутылку – купил плюшечку»
«Мусорная проблема» лежит не в технологической плоскости, а в организационной, уверен руководитель управления Госэконадзора Ульяновской области Константин Долинин. «Если говорить простым языком, то отходы делятся на две категории: те, которые перегниют самостоятельно, и те, которые практически не подвержены разложению, например, стекло и пластиковая упаковка. Однако решение проблемы лежит на поверхности. Сейчас почти в каждом населенном пункте существуют магазин или киоск. Так вот власть должна договориться с торговой точкой, чтобы она принимала у местных жителей тару. Если в деревне за сданную бутылку будут выплачивать хотя бы 10 копеек, то не сомневаюсь, народ откликнется, местные пацаны все соберут», – пояснил «НИ» г-н Долинин. По его мнению, для решения «мусорной проблемы» необходима мотивация. «По волшебному указу мусор никуда не исчезнет, в этом надо отдавать себе отчет. Нужна понятная схема. Например, сдал бутылку, получил денежку, купил плюшечку или конфетку», – объясняет собеседник «НИ».

Региональные власти не желают вкладываться в строительство полноценных полигонов твердых бытовых отходов, сетует в свою очередь эколог Александр Брагин. Поэтому, по его словам, в стране массово образуются несанкционированные свалки, выделяющие токсичные вещества. Очень часто они располагаются в непосредственной близости от населенных пунктов, что является совсем не безобидным. Так, американские специалисты, изучив состояние здоровья более 27 тыс. младенцев, пришли к выводу, что женщины, проживающие в пределах одной мили от свалки, имеют вероятность родить больного ребенка на 12% выше, чем те, кто не живет рядом с мусором. В России такие исследования не проводились, но можно предположить, что их результаты вряд ли оказались бы более оптимистичными.

«Отсутствие нормальных полигонов и механизма сбора и утилизации отходов приводит к проблеме гигантских свалок у городов, а также мусора на обочинах автомобильных дорог, – рассказал «НИ» г-н Брагин. – В этом плане положительный пример подает Саратовская область: там вдоль трасс установлены специальные контейнеры, чтобы автомобилистам было куда выбросить мусор».

По статистике, каждый год средний россиянин «производит» 220 кг мусора. В результате ежегодно в городах и поселках образуется около 30 млн. тонн твердых бытовых отходов. На сегодняшний день более 40 тыс. гектаров заняты только «официальными» свалками. А если учитывать и несанкционированные свалки, то эту цифру следует как минимум удвоить, отмечают специалисты.

Закупают мусор за рубежом
Определенный парадокс заключается в том, что в нашей стране до сих пор не развита мусоропереработка как отдельная отрасль, способная приносить прибыль. Мусор закапывается, сжигается, либо просто сваливается где попало. «Мусоропереработка в нашей стране находится, как говорится, «в начале пути», – пояснил «НИ» ведущий эксперт информационно-аналитического агентства «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Да, у нас есть ряд мусоросжигательных заводов, есть несколько мусороперерабатывающих заводов, но для нашей страны это «капля в море».

«За границей вопросам переработки мусора уделяется больше внимания, – рассказал «НИ» Дмитрий Баранов. – Там более строгое экологическое законодательство, выше самосознание граждан в этом вопросе, более суровое наказание за загрязнение окружающей среды, нет таких больших площадей, где можно было бы складировать мусор на свалках. Выгода государства заключается в том, что улучшается экологическая ситуация в стране, уменьшается уровень заболеваемости граждан, появляются новые рабочие места, увеличиваются поступления в бюджет, экономятся природные ресурсы». Например, в США из вторсырья производят 75–85% всех алюминиевых банок, в Великобритании – 65–75%. Уровень утилизации и переработки мусора в Японии достигает 93–95%. Годовой оборот мусороперерабатывающей отрасли в Германии приближается к 100 млрд. евро в год. «Некоторые державы даже целенаправленно закупают мусор за рубежом для его переработки и использования у себя. В настоящее время рентабельность мусоропереработки в России составляет в среднем 4–9%. Если удастся убедить наших граждан сортировать мусор, то рентабельность может вырасти до 10–14%», – отмечает г-н Баранов.

Сейчас в нашей стране ежегодно образуется около 8 млрд. тонн отходов. По данным Минприроды, из этого количества промышленной переработке подвергается не более 3–5%. Дмитрий Баранов соглашается: никакого «вывоза и утилизации» мусора в большинстве сел и деревень нашей страны нет. «Как правило, каждый справляется с мусором сам. Заботливые хозяева мусор либо закапывают у себя на участках, особенно органический, который может превратиться в ценный компост, либо сжигают на своих же участках то, что может гореть. Отходы, совсем не поддающиеся переработке, либо закапываются у себя, либо выбрасываются в ближайший лес, тут уж все зависит от воспитания. Не исключено, что в крупных населенных пунктах в сельской местности может быть организован вывоз мусора на какие-то локальные свалки, но уж чего точно нет в сельской местности, так это переработки мусора», – заключил собеседник «НИ».

В России на сегодняшний день полностью утрачена система управления отходами, которая, по сути, сводится к захоронению, сжиганию и вторичной переработке. Это признают опрошенные «НИ» эксперты. Деревни и села, еще недавно считавшиеся природными оазисами, сейчас стремительно превращаются в захламленные территории. И если еще в городах отходы пусть и не сортируются, что тоже ненормально само по себе, но все же вывозятся на свалки, то в сельской местности, как правило, отсутствует и вывоз мусора. И эта проблема может решиться только комплексными мерами. Сопредседатель Международного социально-экологического союза Владимир Захаров считает, что нет смысла изобретать велосипед, поскольку вполне можно использовать уже имеющийся опыт. К примеру, в Японии ставку делают на широкую пропаганду. Так, возле домов устанавливали контейнеры, жителям раздавали пакеты для мусора, по телевидению регулярно показывали специальные ролики. Была даже создана система наказаний и поощрительных наград. В результате в Японии утилизации подвергается любой чек и проездной билет. Впрочем, серьезный опыт обращения с мусором был наработан и в Советском Союзе. Так, в соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР, к 2010 году уровень переработки большинства видов отходов должен был даже приблизиться к 100%. Однако этим планам, увы, не суждено было сбыться.