Илья Харламов
С 1 августа правительство России санкционировало использование воздушного пространства страны для транзита грузов, предназначенных для нужд НАТО в Афганистане. Для этих целей будет использоваться в том числе аэропорт “Восточный” в городе Ульяновске.

В правительстве отмечают, что речь о создании военной базы НАТО на территории России не идет, а перемещаемые через Ульяновск грузы не будут представлять угрозы для безопасности страны.

За последние полгода, когда впервые появилась информация об открытии воздушного транзита через Ульяновск, эта тема стала одной из самых обсуждаемых в экспертном сообществе и политических кругах. Радикальные противники проекта рисовали апокалиптические картины, согласно которым транзитный пункт в Ульяновске станет чуть ли первым этапом завоевания России Западом.

Тема использовалась как “весомый” аргумент в политической борьбе до и после президентских выборов. При этом авторы подобных суждений явно не испытывали потребности разобраться, что же на самом деле будет называться комбинированным транзитно-перевалочным пунктом в Ульяновске.

В правительстве и МИД подчеркивают, что грузы прямого военного назначения через этот город перевозиться не будут. В нем не будет натовских объектов, военного и гражданского персонала. Скорее, речь идет о бизнесе, о чем не раз заявлял вице-премьер Дмитрий Рогозин.

В 2014 году из Афганистана будет выведен военный контингент западных стран, и оптимизация маршрутов “отхода” сегодня в НАТО считается одним из приоритетов. Россия, обладающая географическими преимуществами и заинтересованная в антитеррористических действиях альянса в Афганистане, готова участвовать в выполнении этой задачи, считает профессор Военного университета Олег Кулаков.

“Для вывода войск из Афганистана необходимы надежные маршруты, – подчеркнул он. – И на них должны присутствовать перевалочные базы. Это, с точки зрения военной науки, – истина. И такое сложное мероприятие, как вывод войск из Афганистана, для НАТО, в условиях когда военные в достаточной степени не могут диверсифицировать маршруты, как это было при вводе войск, должно предполагать наличие перевалочной базы. Здесь никакого изобретения нет.

Вопрос в другом. Появляются различного рода спекуляции на этот счет с той и другой стороны. Появляются те, кто хотел бы в значительной степени преувеличить значение этого перевалочного пункта. Но с точки зрения опасности для России эта база угрозы не представляет”.

Россия, предоставив западной коалиции воздушный транзит, сможет на этом зарабатывать. По условиям соглашения перевозки невоенных грузов будут осуществляться российскими транспортными компаниями, а стоимость услуг будет определяться на рыночных принципах. В условиях возрастающей конкуренции в сфере грузоперевозок этот фактор является ключевым. Часть полученных от транзита средств планируется инвестировать в развитие транспортной сети по маршруту Центральная Азия – Западная Европа.

Тем не менее вероятность использования НАТО перевалочного пункта в Ульяновске не только в транзитных целях остается, отметил вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов:

“Будут перебрасывать из Афганистана грузы воздушным транспортом на Ульяновск, на свою оперативную тыловую базу. А дальше они уже пойдут на Прибалтику железнодорожным путем и далее морским путем. Это комбинированный способ тылового обеспечения американских войск. Но вообще-то, подобное передвижение по территории любой страны вызывает опасения. Что здесь может быть? Мы предоставляем воздушное пространство. Мы даем возможность изучать нашу инфраструктуру, в том числе военную”.

Эксперт добавляет, что для НАТО подобные “исследования” на территории других стран – непреложный закон. Впрочем, такой сценарий – пока сугубо из области предположений. Руководство альянса подтвердило готовность соблюдать установленные в России условия комбинированного транзита. В частности, грузы в обязательном порядке должны быть сертифицированы. Они будут досматриваться российскими таможенниками и размещаться на складах временного хранения, не пересекая таможенную границу России. Ожидается, что ежедневно Ульяновск будет принимать до 30 грузовых рейсов НАТО.

По сути, открытие воздушного транзита стало логическим дополнением к его наземной части. За время действия соглашения с НАТО через территорию России в плановом режиме было перевезено более 60 тысяч контейнеров.