Елизавета Петровна Глинка, более известная как доктор Лиза, побывала в Ульяновске во время своего короткого отпуска. Она приехала сюда вместе с мужем Глебом Глебовичем Глинкой, на родину его предков. Никаких «рабочих» планов на эту поездку у нее не было, но, узнав историю болезни ребенка из нового города, решила его навестить и помочь.
Имя и диагноз малыша доктор Лиза не назвала, но сказала, что у него есть все шансы на нормальную жизнь. Напомним, что Елизавета Петровна по профессии врач-реаниматолог, специалист в области паллиативной медицины. Более 15 лет она живет в Москве, где возглавляет фонд «Справедливая помощь», помогающий жить людям, от которых отвернулось государство. Всех этих людей, как правило, объединяет презрительное слово «бомж», но, говорит доктор Лиза, это люди с разными судьбами, просто в какой-то момент они попали в трудную ситуацию.
Раздавая по средам на Павелецком вокзале еду, она общается с бывшими юристами, артистами, литературоведами, врачами, которым однажды не повезло.
– Мне кажется, что они дают мне гораздо больше, чем я им, – рассуждает доктор Лиза. – Они учат меня терпению и помогают не сдаваться и работать дальше. И это не пьяницы и уроды, как думают многие.
Елизавета Петровна открыла два хосписа – в Киеве и в Москве, причем хоспис в Киеве построила на средства фонда. Казалось бы, человек занят благородным делом, причем не только лечит бездомных, но и поставляет продукты малоимущим семьям, – а таких на попечении фонда – 37. Во время пожаров 2010 года она оказывала помощь погорельцам, в этом году пострадавшим от катастрофы в Крымске. Тем не менее находятся люди, которые обвиняют ее то в том, что она «не тех» лечит, то в ангажированности к политическим партиям.
– С такими обвинениями я сталкиваюсь ежедневно в своем блоге, говорит доктор Лиза с улыбкой. Можно ввести в «Живом Журнале» цензуру и фильтровать комментарии, но я просто игнорирую эти реплики.
Этот выход лучше – переступить и идти дальше, потому что писать будут всегда. Что касается политических партий, я абсолютно аполитичный человек, ничего не понимаю в политике и не собираюсь вступать ни в какую партию. Пока я как частный фонд имею право выбирать, кого лечить эпилептика, диабетика или туберкулезника. Я нашла свободную нишу и в ней работаю. Боюсь только, что закон о некоммерческих организациях лишит нас этого права. Но если у нас пациент может выбирать, у кого лечиться, то и фонд должен иметь право выбирать, кому помогать.
Одним из своих главных дел Елизавета Петровна считает открытие больницы для бедных. Она надеется, что ее откроют в Москве – в столице десятки тысяч бездомных, больше, чем в остальной части России.
Главной проблемой на этом пути остается бюрократия. Не так сложно найти достаточное количество денег, как достучаться до чиновников, считает доктор Лиза.
– С одной стороны, в России развилась благотворительность, перестали арестовывать бездомных, реализуются программы, открываются социальные центры. С другой стороны, мы видим ужесточение законов, например, об НКО, когда нас грозят объявить иностранными агентами. В их условиях я предпочту отказаться от средств, поступающих из-за границы, потому что их не так много и каждый раз с ними были сложности, ведь на эти деньги направлен тройной, если не четверной, банковский контроль. Иностранные благотворители часто обижаются как сложно перечислить вам средства на любую из программ.
– Как Вы думаете, почему в нашей стране люди вынуждены выпрашивать деньги у благотворителей на дорогостоящее лечение?
– Я сама раз в неделю задаю этот вопрос, потому что наша Конституция гарантирует право на бесплатное медицинское обслуживание. Оно попирается ежедневно, но об этом почему-то предпочитают не говорить.
Бесплатное медицинское обслуживание сведено к ничтожному минимуму. И только когда индивидуально занимаешься одним малышом, то удается бесплатно дать ему все, что полагается. По крайней мере, в Москве. К сожалению, матерям привили этот стереотип – если не дашь, то не получишь. И отчаявшиеся люди закладывают квартиры, продают свои дома, буквально остаются на улице, хотя по закону им полагаются квоты.
В фонде «Справедливая помощь» у доктора Лизы всего пять помощников. Каждый день они принимают в среднем 125 человек. Ежедневно нужны продукты питания, одежда, лекарства, расходные материалы. Каждую среду в теплое время года фонд раздает 250 порций еды бездомным, с октября по май это же количество пищи раздается ежедневно. Группа людей, понимающих, каким благородным делом занята доктор Лиза, выдвигает ее на Нобелевскую премию.
Анна Школьная