Игорь Тихоненко
Позиция Москвы по поводу присутствия войск НАТО в Афганистане более чем неоднозначна. С одной стороны, Кремль не хочет, чтобы Запад разворачивал свое постоянное военное присутствие в регионе, при этом жестко критикуя войска НАТО за неспособность уничтожить посевы афганского опиумного мака. С другой стороны, приближающаяся дата вывода войск Североатлантического альянса из Афганистана заставляет Россию всерьез задуматься о последствиях этого шага коалиции.
Так прокомментировали высказывания Владимира Путина по Афганистану, сделанные российским президентом накануне, американские аналитики.
Напомним, выступая в среду 1 августа перед военными в Ульяновске, городе, где было принято решение создать транспортный пункт НАТО, Путин заявил, что Россия заинтересована в спокойствии у своих южных границ; именно поэтому Москва приняла решение всячески помогать войскам коалиции в центрально-азиатской республике.
«А элементарный порядок в Афганистане нам нужен?» – цитировало вопрос Путина российским военным накануне РИА «Новости».
После утвердительного ответа собравшихся Путин заявил: «Мы заинтересованы в этом. Заинтересованы, чтобы на наших южных границах было спокойно. Действующему руководству страны там трудно. Сейчас в Афганистане есть постоянное присутствие войск НАТО. Надо им помочь. Пускай они там воюют. Я понимаю, что если грянет что-то, что потребует участия наших Вооруженных сил и вас, десантников, вы – готовы. Но наша задача, политиков, не допускать таких событий. Надо всячески помогать, чтобы не допустить применения наших Вооруженных сил».
Глава России назвал НАТО «атавизмом прошлого», однако при этом похвалил конкретную, «правильно выбранную работу» в Афганистане.
«Они поэтому ищут себе работу, противников; но в данном конкретном случае они делают правильно, и мы им помогаем. Жаль только, что все государства, которые участвуют в событиях в Афганистане, думают, как ноги оттуда унести», – цитируют Путина российские СМИ.
Старший аналитик Гудзоновского института (Hudson Institute) в Вашингтоне Ричард Вайц считает, что, несмотря на дискомфорт, который испытывает Россия от присутствия войск НАТО у своих южных границ, Москве невыгодно, чтобы альянс покинул Афганистан в ближайшее время.
«[Россияне] искренне хотят, чтобы НАТО сражалось с Талибаном, а не российские войска. Они также хотят, чтобы коалиция защищала российских союзников в Центральной Азии от исламских террористов. Поэтому их временами одолевают противоречивые эмоции, такие как тревога и schadenfreude (нем. злорадство – И.Т.)», – считает аналитик.
Похожего мнения придерживается и старший научный сотрудник Центра трансатлантических исследований Дональд Дженсен. Он убежден, что присутствие миссии НАТО в Афганистане служит интересам Москвы с точки зрения региональной стабильности и снижения притока афганских наркотиков, что, по мнению эксперта, является «главной социальной проблемой» в России.
«Поэтому, ради успеха кампании и при том, что это недорого обойдется России, Путин готов предложить логистическую поддержку миссии. С другой стороны, Россия выступает против постоянного базирования американских военных в Афганистане, что по ее мнению, приведет к ослаблению влияния РФ в регионе. Обещание же постоянных отношений с Вашингтоном в сфере безопасности после 2014 года способствовало недавнему выходу Узбекистана из ОДКБ», – заметил Дженсен.
Профессор государственного управления и политики в Университете Джорджа Мэйсона Марк Катц считает, что помимо импорта афганского опиума Кремль серьезно опасается ввоза и другого, в данном случае не совсем материального товара.
«В Москве прекрасно понимают: если в Кабул вернутся радикальные исламистские силы, то они могут начать экспортировать “блага” своей революции не только в Центральную Азию, но и в мусульманские регионы России. Если это произойдет, то Москве придется бороться с этой угрозой в одиночку, поскольку Запад не будет гореть желанием помочь ей в этом», – заключил политолог.