Российское воздушное пространство с 1 августа 2012 года открылось для транзита грузов в интересах Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. Главным логистическим центром российской ветви Северной сети поставок (ССП) станет аэропорт “Восточный” в Ульяновске.

Событие в какой-то степени историческое: Россия напрямую включается в транспортную операцию, осуществляемую в интересах НАТО, США и их партнеров. Вряд ли случайным оказалось появление в Ульяновске 1 августа Владимира Путина, посетившего расквартированную там бригаду ВДВ накануне праздника десантников. Как это бывает в таких случаях, вовремя прозвучал и вопрос ветерана -“афганца”, заданный по-военному в лоб: “чего мы сейчас помогаем блоку НАТО?”.

Российского президента вопрос не застал врасплох, он популярно объяснил всем заинтересованным лицам, – зачем. “Не нам же там опять воевать. Пусть они там сидят и воюют. Зачем нам таких ребят подставлять?”, сказал Главкомверх.

Путин говорил о натовцах, которым “надо помочь решать задачи в Афганистане – так, чтобы не применять своих собственных Вооруженных сил, в том числе, с помощью этого транзита”. “Это соответствует нашим национальным интересам”, сказал он, задаваясь уже не столь вопросом, сколь излагая формулу общенационального консенсуса, “не нам же там опять воевать…”.

Накануне произошло событие не менее важное – США и Пакистан подписали Меморандум о взаимопонимании о транзите грузов для американских войск в Афганистане. Это означает возобновление Южной сети поставок (ЮСП), через территорию Пакистана, прекращенной Исламабадом в ноябре 2011 года после налета американской авиации на армейский блок-пост, жертвой которого оказались почти три десятка пакистанских военнослужащих. Американцам пришлось дорого заплатить за согласие Исламабада снова открыть свою страну для переброски грузов. Госсекретарю Хиллари Клинтон пришлось снять телефонную трубку, “набрать номер” своей пакистанской коллеги Хине Раббани Хар и сказать “извините…”. Причем, в Госдепе были вынуждены принять ту формулировку извинения, которая была навязана пакистанскими генералами, отвергнувшими вариант, предлагавшийся Вашингтоном. По сравнению с этой ценой $1,1 миллиарда, которые США выделили Пакистану сразу же после подписания Меморандума, кажутся сущей безделицей. Предоставление этих средств было заморожено после закрытия Исламабадом ЮСП в прошлом году.

Как Кремль родине изменил
После этого события роль и исключительное значение транзита в Афганистан через его северные границы, по пролегающим через страны Центральной Азии и Россию маршрутам, казались абсолютными. До начала объявленного в 2014 году вывода натовского контингента из Афганистана оставались месяцы, а кроме пакистанских путей оттуда (Иран, разумеется, не в счет), были только центральноазиатские.

Высокопоставленные американские эмиссары, как на работу, стали ездить по столицам региона, обсуждая детали и расценки транзита.

В Ташкенте главным образом, а также в Душанбе, и чуть меньше в Астане и Бишкеке, начали подсчитывать будущие дивиденды. Москве были тоже сделаны выгодные бизнес-предложения.

В марте этого года Дмитрий Медведев, будучи тогда еще действующим президентом России, рассказал о достигнутой договоренности с НАТО создать в Ульяновске воздушный и наземный перевалочный пункт в Ульяновске. КПРФ отреагировала на это шумной пиар-кампанией, обвинив Кремль в измене родине: “в Ульяновске, на родине Ильича, будет база НАТО!”.

В определенной логике коммунистам отказать было трудно. Почему американский Центр транзитных перевозок “Манас” в столице Киргизии представители российского руководства упорно продолжали называть американской военной базой и требовали от Бишкека ее ликвидировать (не секрет, что невыполнение такого обещания, данного Москве бывшим президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым, стоило ему, в конце концов, своего кресла), а аэропорт в Ульяновске такой базой коммунистам называть нельзя?

Ответ на этот вопрос давался российским чиновникам непросто. И.о. постпреда России при НАТО Николай Корчунов объяснял в конце июня, что в Ульяновске “никакого иностранного военного персонала ни при перегрузке, ни при охране грузов не планируется и не будет”.

“Со стороны НАТО мы получили заверения, что транзит грузов через территорию РФ будет производиться с учетом всех требований законодательства России. Грузы МССБ будут идти в коммерческом режиме. Задействовать планируется исключительно гражданские объекты аэропорта в городе Ульяновске и подъездные железнодорожные пути, сертифицированные для международных грузовых перевозок”, – комментировал Корчунов состоявшийся между Россией и НАТО обмен письмами о порядке двустороннего комбинированного транзита нелетальных грузов для МССБ в Афганистане. “Эти грузы не могут выстрелить или сдетонировать, и не представляют никакой опасности для населения, – успокаивал российский дипломат. – Исключается перевозка оружия и боевой техники, любых видов боеприпасов”.

По словам Корчунова, нелетальные грузы включают такие категории, как контейнеры с личными вещами военных, одежда, палатки, кровати, одеяла, бытовая техника. Допускается также перевозка колесных невооруженных автомашин.

И.о. постпреда России в НАТО сообщил, что транзит будет осуществляться в обоих направлениях преимущественно российскими транспортными компаниями и “будет носить комбинированный характер – включая воздушные, автомобильные и железнодорожные перевозки”.

Из Афганистана в Ульяновск грузы будут доставляться по воздуху, перегружаться там на наземный транспорт и отправляться в Европу и в европейские морские порты.

Американцы делают “нужную работу”
25 июня 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее комбинированный транзит при соблюдении ряда условий. Вооружения и военная техника должны быть помещены под процедуру таможенного транзита. На все перевозимое вооружение должен представляться официальный сертификат, подтверждающий номенклатуру, количество вооружения и техники и цель их перемещения. Грузовые операции с перевозимым вооружением должны производиться в присутствии должностных лиц таможенных органов.

Возобновление пакистанской сети поставок в Афганистан и обратно в определенной степени умаляет уникальное политическое значение российско-центральноазиатских маршрутов, но вряд ли уменьшает их коммерческую выгоду. Владимир Путин на встрече с десантниками в Ульяновске не говорил об этом аспекте сотрудничества с НАТО, не тот формат, видимо…

“В данном конкретном случае они выполняют нужную работу, и мы им помогаем, говорил Путин, – я считаю, что делаем правильно”. “Жалко только, что сегодняшние участники операции в Афганистане, практически все, думают о том, как оттуда ноги унести”, продолжал делиться с десантниками глава государства, – пусть там сидят и работают, они взяли на себя это тяжелое бремя и должны эту тяжелую ношу донести до конца”.

Стоит заметить, что несколько лет назад, еще до объявления нынешней администрацией Белого дома о планах вывода американских войск из Афганистана, в Москве и Пекине призывали Вашингтон как можно скорее определиться с графиком такого вывода…

Сегодня, когда такой график уже есть, высокопоставленные российские дипломаты, отвечая на вопрос, почему эти пожелания поменяли свой знак на противоположный, говорят: “США не выполнили мандат, данный им ООН в 2001 году на проведение антитеррористической операции в Афганистане: мира там нет, экономика не восстановлена, а производство наркотиков выросло в разы…”.

Подобная оценка начатой Соединенными Штатами в Афганистане больше десяти лет назад операции “Несокрушимая свобода”, поддержанной Путиным после “Eleven September”, позволяет еще около десяти лет и в будущем сдержанно критиковать действия Вашингтона на афганском направлении.

Ведь, согласно стратегическому соглашению, которое готовится к подписанию между США и Афганистаном, американское военное присутствие в этой стране, включая пять крупных военных баз, может быть сохранено еще до 2023 года.

Аркадий Дубнов, обозреватель газеты “Московские новости”, для РИА Новости.