«Медиа 73» уже писало, что в Старомайнском районе Ульяновской области, в туристическом комплексе «Русский берег» московская съемочная группа с утра до ночи снимает фильм «Русь: от рассвета до заката», над которым работают настоящие профессионалы: постановщики, режиссеры, художники. Эти творческие люди рассказывают много интересного о своей работе: о том, как они снимают российское кино, как подбирают актеров, что происходит в мире большого кинематографа. На этот раз наш собеседник — художник по реквизиту Олег Демидов.

– Олег, весь реквизит, который разложен на открытой площадке, вы привезли из московских музеев?

– Нет. Все это покупалось реконструкторами: людьми, которые ездят по деревням и собирают предметы крестьянского быта. К примеру, вот этот старинный короб из Вологодской губернии. Часть реквизита: ковры, которые называют «сумахи»,привезли из Дагестана. Сумах – это безворсовый ковер. Можете сами посмотреть: они сделаны вручную. Такие изделия иногда выставляют на вернисажах коллекционеры. И нам их приходится подбирать по рисунку и цвету. Мы смотрим, чтобы это было ярко и бросалось в глаза, потому что если вещь блеклая, то она также будет выглядеть и на экране. Это – кино, и мы должны выделить определенный предмет на общем фоне. Мы смотрим, чтобы этот предмет заиграл, чтобы он был, что называется, «к месту» и чтобы он «не выбивался». В нашей профессии есть понятие «игровой реквизит», а есть — для интерьера. Игровой реквизит подбирается специально, к примеру, для строительства корабля. Некоторые предметы: скреба, топоры мы заказывали кузнецам, чтобы они их нам изготовили. Хочу сказать, что у современного топора форма другая. Мы постарались, чтобы топор был того времени. Все изучить и понять не сможет никто, и поэтому приходится немножко проявлять фантазию: додумывать, как этот предмет мог тогда выглядеть. Приходится подбирать такие предметы, которые могли бы находиться в этом ряду, но чтобы не сказали: «О, это предметы 19 века». Фантазия должна работать.

– На берегу Волги уже стоят ладьи, которые пришли из Санкт-Петербурга и Москвы?

– Их привели реконструкторы. Эти люди изучают, как строились корабли. Вот они их и реконструировали. Отмечу, что реконструкторы бывают разными. Есть те, кто увлекается боями. И они устраивают игровые бои. Вот здесь мы видим их щиты, мечи. Некоторые из реконструкторов интересуется бытом, и они собирают керамику. У каждого — свои коллекции. Можете сами пройти между рядами и посмотреть. Видите, некоторые из них в костюмах, но они увлекаются медом. И они привезли сюда с собой мед.

– А кто будет управлять ладьями, которые стоят на Волге?

– Реконструкторы. Они их сами делают и ими управляют. Эти люди ездят по всей стране, участвуют в праздниках. Здесь, на съемочной площадке «Русского берега», будет маленький бой: захват разбойниками греческого судна.

Знаю, что реконструкторы были в Коломенском, где недавно проводили большое событие. Таких праздников сейчас проводится очень много. На юбилей Бородинской битвы тоже приедут реконструкторы, изучающие гусарский костюм, оружие, знамена. И они устраивают игровую баталию между русскими и французскими солдатами. Кто-то из них коллекционирует французскую форму, кто-то – русскую.

– А реконструкторы, которые снимаются в вашем фильме, глубоко изучают Русь?

– Да. Они занимаются изучением дохристианской, языческой Руси 9-10 веков.

– О какой местности рассказывается в литературном материале, который вы взяли за основу фильма?

– Поволжье. Сохранились записки персидского путешественника Мак-Фарлана, в которых он рассказал о том, как он путешествовал и что видел. Фильм снимается по его воспоминаниям: сохранились документы его путешествия по Поволжью. В них описано, какие народности здесь жили, какой был у них нрав и о многом другом.

– Этот документальный фильм вы будете снимать еще и в другой местности?

– Все здесь. А на водебудет снят момент строительства корабля. Вы видели недостроенный корабль. Это верфь. По сценарию у нас будет сжигание корабля купца, который погиб от случайной стрелы. Его потом сожгут и умертвят его жену. Там описан этот обряд, и мы постараемся его воспроизвести в своем фильме.

– В кино будут играть актеры из Москвы?

– Фильм построен так: он без диалогов. За кадром идет дикторский текст от имени Фарлана, а все остальное, иллюстрация, живая картинка.

– Такой прием используют редко в кино?

– В России – редко. И это называется реконструкция событий. Здесь допускается художественный вымысел. Как уже сказала Инга, художник по костюмам, самое главное, чтобы присутствовал дух времени. И мы стараемся этот дух времени передать. Повторить то, что было, невозможно, потому что мало, что сохранилось. Ткани сохраняются очень плохо. Остались лишь описания, а мы только догадываемся, какая ткань тогда была.

– Необходимо, чтобы актеры были из Поволжья?

– Мы их подбирали. В нашем фильме имеется ангел смерти: старуха, проводящая обряд. У нас есть купцы, которые должны быть колоритными мужами. Колдун. Завтра приведут верблюдов из московского цирка, который гастролирует в Ульяновске. И будет караван. В загоне стоят овцы и коровы.

– Вы снимаете фильм во время рассвета и заката, на воде и на лугу. Фильм должен получиться ярким и красивым. Будем ждать его на экране!

ЛАРИСА ЯРДАЕВА