Любовь Чиликова
Российская кинокомпания Golden Key Enterteinment снимает на берегу Волги в Старомайнском районе Ульяновской области сцены документально-постановочного фильма “Русь. От заката до восхода”, в котором будет показана реконструкция событий раннего средневековья, времени зарождения российской государственности, рассказал журналистам генеральный продюсер кинокомпании Владимир Кильбург.

“Фильм включает в себя тот самый легендарный IX век, описанный в “Повести временных лет” как век призвания Рюрика”, – отметил Кильбург.

Создатели кино хотят показать несколько гипотез – норманнскую, славянскую (антинорманнскую), сарматскую – возникновения народа русь (русы), а впоследствии и государства с таким же названием. Каждую точку зрения поддерживают ученые, а зрителям предстоит самим решить, какая из них наиболее убедительная. Сама кинокомпания придерживается нейтралитета в этой дискуссии.

По словам Кильбурга, снято 50 часов интервью с двумя десятками ученых из разных стран. Их рассказы будут идти на фоне исторических сцен, сделанных, в том числе, в Ульяновской области. Фильм снимается в формате ВВС, что для отечественного кинопроизводства является необычным. Англоязычную версию фильма планируется продемонстрировать весной 2013 года в Канне, а в конце этого года кино увидят российские телезрители. Продюсер сообщил, что есть договоренность с каналом “Россия”. Он подчеркнул, что фильм планируется завершить и показать уже в этом году, когда отмечается 1150 лет российской государственности.

Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.

В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя “человека со стороны”, не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи, “судить по праву”, то есть по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков.

Кильбург отметил, что в фильме нет главного героя, главный герой – это время. Хотя в картине будут исторические персонажи: летописец Нестор, арабский путешественник Ибн Фадлан. Именно на подробных описаниях Фадлана, который посетил Волжскую Булгарию в 922 году в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира, построен сюжет фильма. В частности, известный путешественник описывает обряд похорон знатного руса. По мотивам его рассказов художник Генрих Семирадский в 1909 году написал картину “Похороны руса на Волге”. Эту картину “оживит” съемочная группа, как и другие живописные полотна.

Художник-постановщик фильма Сергей Грудинин говорит, что подготовка к фильму шла в течение года, он работал в архивах, делал эскизы. Также Грудинин отметил огромную помощь реконструкторов.

В фильме снимаются около сотни реконструкторов, собранных из разных городов России и Украины. Они привезли с собой предметы быта, оружие, одежду, до мельчайших деталей соответствующих периоду раннего средневековья.

Ладьи для фильма пришли по Волге из духовно-культурного кремля “Богатырская слобода” (Самарская область). Оттуда же привезли для съемок собаку по кличке Вой, помесь собаки и волка. По словам руководителя слободы отца Феоктиста, наши древние предки выводили именно такую породу собак. Вой уже снимался в кино, это не первая его работа.

В фильме будет использоваться компьютерная графика. Например, на одном из холмов в Ульяновской области появится древний город с большой пристанью.

Съемки фильма проходят одновременно с фестивалем живой истории “Волжский путь”, который открылся в Ульяновской области 6 августа и завершится 12 августа.

На фестиваль прибыл профессор РГГУ, доктор исторических наук Владимир Петрухин. Он посетил съемочную площадку. По его мнению, в фильме не избежать исторических ляпов, но, тем не менее, он считает эту работу важной для понимания истории.

“В любом творческом процессе неизбежны ляпы. Здесь важен исторический подход. Кильбург лишен аспектов национального романтизма – “мы самые красивые, самые умные и самые сильные”, это то, что существует в наших блокбастерах. Вчера снимали сцену, как волокли ладью по суше, не до красоты было. Если все удастся показать, то будет видно, что история – это не набор подвигов, а тяжелый труд. И это не просто кино, но и важный исторический эксперимент, во время съемок мы стараемся понять, как все это происходило”, – отметил профессор.