Михаил Бабич прокомментировал главные задачи программы развития региональных авиаперевозок в Приволжье.
Журналист: Может ли этот проект решить фундаментальную задачу возрождения самолетостроения в России для регионального авиасообщения?
Михаил Бабич: Одна из основных задач программы – создать условия, при которых возрождение российского авиапрома на местных воздушных линиях станет экономически рентабельным, целесообразным. И тогда бизнес сам будет заинтересован в размещении заказов на разработку и производство серийных моделей регионального самолета. Безусловно, как только будет сформирован рынок, как только участники рынка увидят, что государство заинтересовано на долгосрочной основе поддерживать региональные авиаперевозки, появится достаточное количество заинтересованных участников, чтобы серьезно заниматься разработкой и производством отечественных самолетов.
Журналист: Правильно ли я понимаю, что когда речь идет о субсидировании авиаперевозчиков, то в первую очередь субсидироваться должны те, кто эксплуатирует отечественную технику?
Михаил Бабич: Не просто в первую очередь. Сейчас речь идет о том, что если мы выделяем средства из федерального и региональных бюджетов, то, конечно, эти средства должны идти на поддержку отечественных самолетов и авиакомпаний, которые эксплуатируют отечественные машины. В любом случае, мы должны четко расставить приоритеты. И приоритет здесь однозначен – те компании, которые сегодня работают на отечественных самолетах, должны иметь возможность получить поддержку из государственного бюджета. Условия для всех остальных сегодня созданы, существует Постановление Правительства, по которому осуществляется льготный лизинг, там участвуют все остальные компании. Но субсидирование перевозок на региональных линиях должно производиться для отечественных самолетов.
Журналист: Где в ПФО может быть расположена площадка по производству самолетов для региональной авиации?
Михаил Бабич: У нас округ является базовым для отечественного авиастроения: это Ульяновск, Самара, Казань, при определенных условиях Саратов, где производились самолеты ЯК-40 и ЯК-42, это Нижний Новгород. У нас достаточно возможностей. Все центры компетенций – исторические. 65% российского авиастроения было размещено в Приволжском федеральном округе, собственно там и сохраняется. Практически все предприятия сегодня загружены заказами, но заказами для Министерства обороны, для нужд спецпотребителей, для военно-транспортной авиации, а вот гражданский сегмент сегодня «проседает». Поэтому сегодня одна из задач развития рынка региональных перевозок сделать так, чтобы у нас на предприятиях округа в том числе, были размещены заказы на производство гражданских отечественных самолетов.
Журналист: Способны ли мы разработать и производить отечественный самолет?
Михаил Бабич: Конечно, за последние 20 лет была потеряна компетенция, ушли профессиональные кадры, морально и физически устарели оборудование и технологии. Иностранные производители в этом отношении ушли далеко вперед. Но при этом, к счастью, были энтузиасты, которые занимались проектированием и подготовкой к производству самолетов для малой авиации. Сейчас государство этой проблеме уделяет большое внимание и готово вкладывать значительные средства в развитие гражданской авиации. Я считаю, что те заделы, которые есть в авиастроении, позволят создавать необходимые для региональных перевозок самолеты. Еще одним вариантом для сокращения времени и привлечения лучших мировых технологий является возможное создание совместного производства с иностранными компаниями-производителями с максимальной локализацией этого производства на предприятиях российского авиапрома. У нас в округе действует Ульяновская особая экономическая зона портового типа, которая позволяет иметь самые льготные условия для производителей самолетов на условиях партнерства.
Пресс-служба полномочного представителя Президента РФ