МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Автовладельцы просят президента приструнить недобросовестных страховщиков.
Ульяновские автолюбители на этой неделе начали собирать подписи под письмом к Владимиру Путину с просьбой внести в законодательство поправки, ужесточающие наказание для недобросовестных страховщиков. Водители утверждают, что получить положенные по ОСАГО выплаты все чаще оказывается невозможно. Эксперты подтверждают: многие страховщики не платят автомобилистам, так как значительная часть страховых компаний – это финансовые пирамиды. Страховщики и сами признают: сегодняшние законы таковы, что недобросовестным компаниям ничего не угрожает.

Обращение, под которым уже собрано несколько сотен подписей, гласит: «Практически каждому, кто хоть раз попадал в ДТП, даже незначительное, приходилось сталкиваться с многочасовыми очередями в страховых компаниях, длительным оформлением документов, нарушением осмотра поврежденного автомобиля, а затем – задержкой выплаты возмещения или вовсе – отказом по всевозможным, зачастую – необоснованным причинам. Что уж говорить о том, что в большинстве случаев страховые компании занижают сумму выплат. Ни для кого уже не секрет: деньги на ремонт поврежденного автомобиля можно из страховой компании только выбить в суде. А это значит, что на несколько месяцев гражданин, автомобиль которого пострадал в ДТП, вынужден остаться без средства передвижения. В то время как для многих машина – это либо инструмент заработка, либо одна из составляющих работы, либо единственная возможность перемещения».

В обращении также отмечается, что прибыль страховых компаний в России растет, а объемы выплат, напротив, уменьшаются, тогда как количество ДТП на дорогах страны увеличивается. Президента просят создать надзорные органы, контролирующие деятельность страховых компаний, в каждом субъекте РФ. Ульяновские автомобилисты также предлагают сформировать орган общественного контроля над деятельностью страховых организаций и наделить его полномочиями «народных проверок». Ставится вопрос и о внесении поправок в закон об ОСАГО в части, касающейся штрафов для страховщиков, которые не выполняют свои обязательства.

Начинали сбор подписей через Интернет, для чего в одной из социальных сетей создали группу «Мы против страхового беспредела», теперь же сбор подписей продолжился на улицах. Инициатором обращения стала жительница Ульяновска Елена Сорокина, с конца июня безуспешно пытающаяся добиться выплаты страховой компенсации после аварии, в которую попала.

Елена Сорокина рассказала «НИ», что в ее Hyundai Getz врезались «Жигули», владелец которых сразу признал свою вину: «Выяснилось, что и я, и виновник были застрахованы в одной и той же компании – «МАКС». Поэтому я полагала, что никаких особых проблем возникнуть не должно – я же являюсь их клиентом». Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. По словам женщины, в назначенное для экспертизы время представитель страховщика не прибыл, хотя она уведомила компанию о проведении осмотра телеграммой, как это предписывает законодательство. В итоге поврежденный автомобиль осмотрел лишь специалист из независимой оценочной компании, который и подготовил собственное заключение. «Мы передали оригинал акта независимой экспертизы страховщику, а там в свою очередь пообещали, что ответят в течение двух недель, – продолжает женщина. – Однако спустя две недели я узнала, что компания решила отказать мне в выплате 69 тысяч рублей – именно так оценил мой ущерб независимый эксперт».

Пострадавшая утверждает, что представители компании вели себя крайне странно: сначала отказывались объяснять, чем именно мотивирован отказ, потом пояснили, что специалисты «МАКСа» не осматривали машину. После этого в страховой компании, по словам собеседницы «НИ», решили и вовсе не выдавать ей копию решения об отказе в выплате: «Тогда я просто села на стул и заявила, что не покину помещение, пока мне не предоставят на руки все положенные документы. Люди, сидящие в очереди, меня всячески поддержали. Тогда бумаги мне все же выдали, но легитимными их вряд ли можно назвать – на них нет печатей компании, мое имя искажено, а в акте осмотра допущена ошибка в дате». Г-жа Сорокина обещает в ближайшие дни подать на страховщика иск в суд.

Елене Сорокиной отказали, так как она хотела получить то, что ей не положено, заверила «НИ» руководитель филиала страховой компании «МАКС» в Ульяновске Татьяна Поликанина: «Мы организовали экспертизу, а она не представила свое транспортное средство к осмотру. Она хотела привести своего эксперта, но мы не пользуемся услугами сторонних экспертов, так как понятно, что они ангажированы». Суд против страховщика, по мнению г-жи Поликаниной, Сорокина проиграет, а кампанию со сбором подписей под обращением к президенту женщина организовала, якобы чтобы «поднять шумиху».

Однако эксперты склоняются к тому, что права может оказаться именно клиентка. «Произвол страховщиков наблюдается сегодня по всей стране и вызван тем, что огромная часть страховых компаний представляет собой самые настоящие финансовые пирамиды», – заявил «НИ» заместитель председателя комитета Российского союза автостраховщиков (РСА) по противодействию страховому мошенничеству Владимир Хомяков. По его мнению, страховщики зачастую не гнушаются откровенно обманывать собственных клиентов: «Например, были случаи, когда человеку в глаза заявляли: дескать, зачем вы пришли, это же не наш полис. А когда выяснялось, что полис – их, просто разводили руками: ой, извините, ошибочка вышла. Главная задача – отфутболить человека куда-нибудь подальше». По словам г-на Хомякова, проблема выплаты страховых компенсаций катастрофична и «людям все сложнее цивилизованным путем получить причитающиеся им средства». Кроме того, многие оценщики хоть и считаются независимыми, но в действительности «карманные, то есть работают в связке со страховщиками, и рассчитывать на объективную оценку ущерба вряд ли стоит».

Жалобы людей на произвол и обман связаны с тем, что органы страхового надзора «отпустили контроль над этим вопросом», поясняет «НИ» эксперт в сфере страхования адвокат Антон Басин: «Страховщикам, которые недобросовестно ведут свою деятельность, практически ничего не угрожает. Многие компании взяли на вооружение практику, в соответствии с которой выплачивают людям, образно говоря, по пять копеек. Но в том, что они отказывают в выплатах, их никто обвинить не сможет». По словам г-на Басина, есть автостраховщики, которые не платят своим клиентам годами: «Проблема заключается еще и в том, что в большинстве регионов все решения о выплатах принимаются исключительно через головной офис страховщика в Москве. То есть подчас представители компании на местах не имеют никаких полномочий. Порой доходит до смешного, когда представители страховщика даже не могут в судах заключать мировые соглашения, потому как не имеют соответствующей доверенности».

«Федеральная служба по финансовым рынкам тщательно разбирается в каждом конкретном случае неправомерного отказа в выплатах, – утверждает в беседе с «НИ» заместитель генерального директора крупной страховой компании Игорь Иванов. – Сегодня суды активно участвуют в урегулировании подобных споров, при этом чаще всего вынесенные решения оказываются в пользу клиентов». По мнению собеседника «НИ», в настоящее время «позиции клиентов сильно защищены» и «обращаться к президенту за помощью нужно не автовладельцам, а страховщикам».