Этот август не принёс и, надеемся, уже не принесёт никаких потрясений, кроме страстей вокруг приговора участницам скандальной панк-группы. Ульяновская жизнь не ознаменовалась чем-то столь же резонансным, если, конечно, не считать таковым возвращение губернатора из первого за время пребывания на своём посту отпуска.

Из новостей, которые обсуждали СМИ и блогеры, можно одной строкой вспомнить: начало работы Дмитрия Травкина в Москве, фестиваль исторических реконструкций в Новой Беденьге, транспортные проблемы в Заволжье, ситуацию вокруг открытия нового торгового комплекса, назначение президентом ульяновской компании Ecwid известного специалиста Джима О’Хары, праздник авиации и анонсы авиатранспортного форума МАТФ-2012. В целом уровень новостей из Ульяновска достаточно высок, несмотря на летнее затишье. Выделим несколько основных тем.

Коррупция
Против бывшего министра строительства Михаила Шканова возбуждено еще одно уголовное дело. На сей раз речь идёт о 5 миллионах за разрешение строить многоэтажный дом около Германовской церкви. Это уже третий коррупционный эпизод, вменяемый Шканову, помимо оказания содействия в получении грантов и земельного участка в Заволжском районе. В связи с новыми обвинениями срок заключения под стражей экс-министра продлили ещё на пару месяцев. Кроме того, по словам старшего помощника начальника СУ СКР России по Ульяновской области Александра Сорокина, в следственные органы «поступает много информации» по поводу бурной деятельности бывшего члена областного правительства.

Что интересного в ситуации вокруг Шканова? Курьёзы начинаются с того, что факты дачи взятки во втором и третьем деле отсутствуют: министр просил денег, но ему не давали! Ещё более интересный момент – Шканов влиял на решение вопросов, которые в его полномочия не входили. Это заставляет задуматься над несколькими вопросами. Так обогащался ли чиновник за счёт своего поста? Если да, то где же факты? Второй вопрос: кто же принимал решения, за которые Шканов брал деньги и обещал содействие? В жёлтой прессе и анонимных комментариях уже называлось несколько коррупционных «связок», работавших на уровне властных органов региона и города.

Третий вопрос логически вытекает из второго: каким образом на муниципальном уровне принимаются решения, если посторонний человек так легко может на них повлиять? Зачем мы выбираем депутатов и иногда даже главу города? Неужели они являются простыми статистами, а решения принимает небольшая группа людей. А, если это так, то входит ли в эту группу первое лицо области, или это тайный боярский клуб, в который его не пускают?

Вопросов больше чем ответов. Принимая во внимание непрекращающийся поток информации в адрес следственных органов, мы надеемся получить ответы на некоторые из них. Но самый главный вопрос: а в чьих руках власть в городе? Мы, конечно, знаем, как принимаются решения на самом деле, но подтвердить наши знания фактами способны только правоохранительные органы. В нашей стране любая власть проистекает ни от воли народа, а из решений следственных органов. Такой уж у нас менталитет.

Право
Вопросы коррупции на неделе обсуждали начинающие и маститые юристы, собравшиеся на берегу Волги в студенческий лагерь. Ничего удивительного в очередном мероприятии не было бы, если б не участие в нём известного адвоката Генри Резника. К нам всё чаще приезжают «звёзды» разного калибра, но Резник – известный апологет всего оппозиционного. Он не просто юрист, но и общественный деятель крайне либерального толка. Пригласить его в Ульяновск было смелым шагом, зная, что острых выражений Резник избегать не будет.

Так и получилось: на ульяновской земле он критически отозвался о состоянии правосудия в России, о правовых новеллах ста дней Путина, а также поддержал сторонников Pussy Riot. Позже он ещё раз на всю Россию повторил слова о «позорище» и «дискредитации российского правосудия» приговором Хамовнического суда.

Студенты, внимавшие словам одиозного коллеги, не смогли не поддаться обаянию либерализма. На форуме, если верить отчёту правительственного чиновника-юриста Алексея Преображенского, обсуждались даже такие провокационные вопросы, как «Кто хочет стать президентом России?» и «Как бороться с фальсификациями на выборах?». Участники лагеря отписались в стиле «Резник шгёт!». Более серьёзные комментаторы поблагодарили «выдающихся профессионалов современности за интересные мысли» и выразили надежду, «что у России есть шанс».

Если ко всему этому добавить продолжение судебных тяжб Сергея Удальцова, то можно сделать вывод, что Ульяновск благодаря нашим чиновникам становится одним из центров юридической либеральной мысли. Другой вывод, менее радикальный, заключается в том, что местные чиновники неплохо освоили практику организации всякого рода шумных мероприятий «вселенского» масштаба, исполняя заветы главы региона. Надеемся, что это лишь первый этап повышения эффективности работы органов власти. И юристы, да и другие чиновники, будут не только отлично организовывать молодёжные хэппининги, но и выполнять свою непосредственную работу.

Лесное хозяйство
Недавно появилась информация, что в Заволжье гусеницы хвойного пилильщика массово уничтожают лес. Началось всё с выезда специалистов по сигналу со стороны неравнодушных дачников в садовое общество «Юрманки», где вредители уже поели половину сосен. Вскоре госэконадзор сообщил о 200 гектарах пораженных деревьев, назвав данные предварительными.

Причинами нашествия личинок в госэконадзоре назвали плохой уход за лесными угодьями: не проводились санитарные вырубки, не убирался старый лес. В министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской и специалисты регионального Центра защиты леса говорят, что причиной стало влияние аномально жаркой погоды 2010 года, а также высокое антропогенное воздействие, которое привело к ослаблению насаждений. Получается, вроде бы, что чиновники не виноваты, всему причина – жара и дачники.

В тоже время, в Ростовской области аналогичные проблемы с пильщиком на площади в 24 тысячи гектаров возникли из-за того, что «на борьбу с ним не выделили деньги». В этом регионе обработка соснового леса от опасного насекомого проходит ежегодно, но в этом году на эти цели не были выделены средства ни из федерального, ни из областного бюджетов.

Пока эксперты думают над тем, как травить гусениц, не потравив дачников, высказываются предположения о семи тысячах гектаров поражённого леса. Хвойные пилильщики, по сообщению госэконадзора, уже добрались до Павловского района. Областные лесники приняли решение о дополнительном обследовании всего лесного фонда области.

Надеемся, что мы узнаем о реальных масштабах природной катастрофы, а также о реальных её причинах. Нужно признать, что лесное хозяйство досталось нынешнему министру Дмитрию Фёдорову не в самом лучшем состоянии. Прежние распорядители занимались более важными делами, чем уход за лесом: раздавали леса в аренду и продавали береговую линию. Кстати, при бывшем министре Вячеславе Кублике особо акцентировалось внимание на том, что аренда – это наиболее эффективный путь ухода за лесом, так как частники заинтересованы в его сохранении. В период ледяных дождей и пожаров в нашем регионе, действительно, не было серьёзных проблем с частниками, как у соседей. Но получается, что чиновники, желая переложить ответственность на бизнес и общество, забыли о своих обязанностях.

Кстати, теперь по любым вопросам экологии и лесного хозяйства можно обратиться к областному министру не только через его блог, но и через виртуальную приёмную на Улпрессе. Ссылка на неё находится в нижней части портала. Будем рады помочь в разрешении совместными усилиями пользователей сети и чиновников существующих в этой сфере проблем. Подобный опыт открытияе виртуальной приёмной – это один из шагов открытия исполнительной власти Ульяновской области для её жителей. И не в медиа-режиме, к кторому нас последнее время приучили (твиттер и ЖЖ), а в режиме по настоящему рабочем и обязательном.

Открытое правительство
Губернатор Сергей Морозов провёл совещание по запуску механизмов системы «Открытого правительства» на территории региона. Как гласит пресс-релиз, в ходе мероприятия участникам были презентованы региональный модуль «Открытого правительства» и карта «Открытое правительство Ульяновской области». Улпресса была выбрана в качестве информационного партнёра проекта и первой отписалась по сабжу. Вместе с тем разговоры об открытом правительстве на уровне региона уже давно ведут блогеры Светлана Опёнышева, Михаил Кириллов и Александр Кошелев.

Из всего массива открытой информации по открытому правительству не становится ясно, что же это такое. Не было найдено понимания по содержанию проекта и на совещании в правительстве, так как по его итогам помощник губернатора Татьяна Кириллова написала в своём твиттере: «Проект новый для России, не все механизмы понятны. Будем вместе разбираться». Участники совещания изучили федеральные рекомендации, которые позже были опубликованы в сети интернет, но и они не внесли какой-то ясности. Спичрайтер губернатора Алексей Осипов высказал сомнения по поводу механизмов реализации проекта. Дмитрий Ежов высказался в русле необходимости работать «от реального», а не от абстрактных виртуальных построений, в которых никак не разберутся и в самой Москве.

В итоге первым шагом стала попытка обсудить на портале список комиссии, которая будет заниматься вопросами открытого правительства. Самое главное, что и читатели Улпрессы не поняли пока, о чём идёт речь, так как начали обсуждать под выложенным списком, подготовленным к совещанию, состав «Открытого правительства Ульяновской области»! Скажем честно, читатели не одиноки в своём заблуждении. По нашим данным, Сергей Морозов также высказывался на совещании о том, что Россия вступает в Открытое правительства, как в некую организацию, и что Ульяновская область должна быть в этом деле первой.

Оставив за скобками содержание презентаций и докладов об открытом правительстве, предлагаем всё-таки определиться, что такое ОП? Одни считают, что это очередной ненужный орган типа общественной палаты. Другие – что это новый стиль работы чиновников. Третьи – что это пиар-проект. Википедия определяет ОП как доктрину, на основе которой особым образом происходит взаимодействие между властью и обществом. Среди источников доктрины теория «открытого общества» Карла Поппера, известного врага СССР. В тоже время, открытость подразумевает институциональные изменения, внесение поправок в законы, открытие данных и т.д. Так на федеральном уровне уже существуют разного рода органы, отвечающие за работу ОП, в том числе и федеральный министр. Таким образом, ОП – это околовластный институт. А на международном уровне, действительно, существует объединение стран открытого правительства, то есть в него можно «вступить». Но то, как понимают открытость на западе и в России, – огромная разница. Мы не смогли обнаружить министерств или комиссий по работе с открытым правительством, нет там за бугром и просто «открытых правительств такой-то провинции».

Так что же такое ОП? Можно ли стать его членом? Входит ли в ОП обычное правительство? Что реально изменится в работе органов власти? И кто будет осуществлять работу на региональном уровне?

Пока мы присоединимся к метким замечаниям комментаторов, что у нас будет два правительства: «открытое» и «закрытое». Нескольких министров уже «закрыли».