Андрей Бакушев – ульяновский дельтапланерист, авиаинструктор и настоящий фанат неба. Он знаком многим ульяновским любителям экстрима – тем, кому повезло увидеть город с высоты птичьего полёта прямо с заднего сидения дельтаплана Андрей Георгиевича. Пилот рассказал UL-PEOPLE, учат ли в Ульяновске летать на дельтаплане и как в авиационный столице можно вырастить своих авиа-шумахеров. Битвы за свободное ульяновское небо Август. Жара. На старенькой «санитарке» Андрей Георгиевич везёт меня в ульяновское обиталище огромных 200-килограммовых железных птиц – гараж на окраине Нового города. Другого места для дельтапланеристов в Ульяновске не нашлось, но Андрей Георгиевич не унывает, прорываясь по узкой улочке между гаражами к заветной штаб-квартире. «Я свою «санитарку» не променяю на новенький Мерседес! – смеётся авиатор. – И дельтапланеристов вывезти в полёты, и в лес съездить… Даже кондиционер есть. Вот, смотри какой у меня тут вентилятор…» Впрочем, везти санитарке несколько сот кило – железные дельтапланы и самих людей – нужно аж за 70 километров от Ульяновска – в район Белого Ключа или же Бряндино. Это – так называемая зона «J» – зона свободного полёта. «Мы можем там летать, тренироваться, совершенствоваться, – рассказывает Андрей Георгиевич, – но чтобы полетать пять минут надо ехать 70 километров! А зона «C» – городской воздух аэропорта «Центральный», этакая клетка тигра, в которой нет места для нас – мелкоты. Или вот, например, село Архангельское – десять километров от города, но… Частная земля. А ведь просто нужно решить, что вот это конкретное место – теперь аэроклуб, где будут заниматься с молодёжью. А сейчас лучше уж ехать в область, чем здесь проходить официальщину и добиваться зоны «С». Такой бутер получается». Под «таким бутером» Андрей Георгиевич имеет ввиду всевозможные чиновничьи ограничения: чтобы было точно выверенное расстояние от взлётной полосы, чтобы было известно, над чьей землёй и по какому воздуху летаешь. «И, получается, – сетует пилот, – что ты не полётами должен заниматься, а беллетристикой организационной. В авиационной столице малой авиации свободной просто не может быть – здесь воздух весь занят». Аэроклуб, которому не было примеров Сам Андрей Бакушев в Ульяновске живёт 1986 года. Приехал, как и многие, за светлым авиационным будущим на предприятие 21 века – «Авиастар». Уже тогда в городе был дельтаклуб! «Константин Германович Герман – его создатель – подключил все свои каналы и организовал аэроклуб, которому не было аналогов! У нас были и самолёты, и дельталёты, и моделисты. А ещё – планерное, парашютное звено, юношеская планерная школа… Одних направлений было столько, что даже трудно было структуру эту официально оформить!» Сначала дельтапланеристы обитали на проспекте Ульяновском-2 – в подвале, потом «подросли» и переехали в бомбоубежище в Ульяновском-5. В расцвет своей деятельности авиалюбители всех мастей перебрались в трёхэтажное здание – хозяйственно-бытовые блоки! А потом грянула перестройка и… всё развалилось. Тогда не удалось сохранить клуб в официальном виде, но в по сути он продолжает существовать и даже не виртуально, а реально… Вот в этом гараже на окраине города. И деятельность его пущена на самотёк. Как растить авиа-гениев? А нужно ульяновским дельтапланеристам не так много: аэродром, где можно было бы чувствовать себя хозяевами. «Понятно, что в зоне «С» не дай Бог, какой-то разгильдяй вылетит, загонит «Руслан» на второй круг… – рассуждает наш герой. – Должен быть очень ответственный подход: штат, специалисты, которые будут работать. А у нас опытным инструкторам не удаётся найти себя. Пенсионеры отлетали на большой авиации, но хотят продолжать летать. Желание это вступает в противоречие с законами, не получается летать. Не развивается авиация в таких условиях… не получается». Рисуя светлое будущее малой авиации в Ульяновске – если всё же удастся создать аэроклуб – Андрей Георгиевич приводит такой пример. «Кто во время войны сбил больше всего самолётов? Немец Эрих Хартман. Сколько он сбил реально – мы не знаем. Записано за ним 300 самолётов. Он убил очень много наших пилотов и сбил наших самолётов. А когда он начал летать? Первый самостоятельный вывод был сделан в 14 лет, а обучали его мама и папа. Они вложились это в него, и это выстрелило! Планеришка, без мотора, без ничего – на нём он вырос. Не было бы этого планера – не было бы Хартмана. Не было бы картинга у Шумахера – он не был бы семь раз чемпионом по «Формуле-1». И Антонов начинал с планера, и Королёв… Все мы начинаем с маленьких игрушек, а потом вырастаем в больших инструкторов и в больших пилотов». В пока ещё реальный, а не виртуальный авиаклуб берут всех, кто приходит. Ульяновские дельтапланеристы давно научились собирать свои машины сами, «без тысяч долларов, которых не видели в глаза». Впрочем, всё равно тяга к полётам влетит в копеечку. Например, мотор для дельтаплана стоит 230 тысяч рублей. К нему нужны и приборы: воздушный воздушный, аккумулятор. А сам дельтаплан будет стоить в районе полумиллиона. Фото из личных архивов Андрея Бакушева |
|
|
Валерий
…И пусть у нас огромный завод собирает практически один самолет в год, и пусть у нас авиационное сообщение разве только с Москвой, и пусть у нас на положении пасынка аэродром ДОСААФ, и пусть фанаты дельтапланеризма ютятся чёрт знает где – всё это пустяк. Главное: Ульяновск – авиационная столица!
Неугомонный Дед Соколов
Жду от ul-people.ru репортаж о выживших Ульских авиамоделистах… с нетерпением… отыщите через cdtt1@mail.ru МСМК Николая Рёхина и примите к сведению то, что Николай скажет.