В пятницу в Ульяновской области прошло первое организационное совещание по запуску механизмов системы «Открытого правительства» на территории региона. В нашей области заниматься разработкой и дальнейшим внедрением системы будет специальная комиссия, которую создадут в ближайшее время. Планируется, что ее может возглавить губернатор.

По информации Сергея Морозова, внедрение этой системы важно для построения коммуникации с обществом. Он отметил, что жители должны иметь реальные инструменты влияния на решения, которые принимает власть, а в области уже реализуется ряд элементов, обеспечивающих прямое взаимодействие власти и населения. В частности, по его словам, у нас сформирована разветвлённая сеть общественных советов, организовано публичное обсуждение законодательных инициатив на сайте облправительства. Также внедрена предварительная апробация отчёта губернатора перед региональным Заксобранием.

Однако, признает глава области, в обществе по-прежнему бытует представление, что граждане удалены от принятия решений, а ряд внедряемых механизмов просто неэффективен. «Поэтому дальнейшее развитие «Открытого правительства» крайне важно на всей вертикали власти. Результатом внедрения этой системы должно стать не только повышение качества работы правительства, но и формирование новой структуры взаимодействия власти и общества», – заявил Морозов.

По информации министра информационных технологий Ульяновской области Светланы Опенышевой, комиссия будет работать по четырём основным направлениям – электронное правительство, взаимодействие власти и бизнеса, качество государственного и муниципального управления, взаимодействие власти общества.

Итак, что представляет собой система «Открытое правительство»? По информации официального ресурса системы в сети, это современная и постоянно развивающаяся система управления государством.

Отправной точкой для запуска системы «Открытое правительство» стал указ президента России № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство» от 8 февраля 2012 года. Руководители Рабочей группы совместно с экспертами определили четыре приоритетных направления, являющихся локомотивами для запуска системы «Открытое правительство»: борьба с коррупцией, развитие конкуренции и предпринимательства, развитие кадрового потенциала и человеческого капитала, в том числе для совершенствования системы госуправления и механизмы работы системы «Открытое правительство».

Среди основополагающих принципов системы «Открытое правительство», к примеру, открытость и прозрачность информации о власти, доступ к которой должен быть свободным и равным для всех. Другой принцип: постоянное взаимодействие власти с обществом для улучшения качества госуправления, госуслуг, обсуждения вопросов, поднимаемых в рамках системы «Открытое правительство».

Также акцент делается на взаимной ответственности власти и общества. В частности, со стороны власти – обязательно использовать «Открытое правительство» для выработки решений и реагировать на запросы общества, со стороны общества – формулирование предложений или проведение экспертизы по запросу власти.

Наконец, еще одним принципом системы является ее непрерывное совершенствование для учета меняющихся потребностей общества и власти, в том числе поиск все более эффективных механизмов общения.

Механизмы системы «Открытое правительство» включают три группы.

Это институциональные механизмы: экспертный совет при председателе правительства РФ, комиссия по развитию системы «Открытое правительство», система общественных советов при органах исполнительной власти, экспертные советы и группы, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, конкурсные комиссии по назначениям госслужащих и другие.

Вторая группа – механизмы широкого вовлечения. В частности, это институт жалоб, петиции, голосования, референдумы, опросы, конкурсы идей, повышение роли и участия СМИ, повышение общественного контроля за деятельностью «закрытых» учреждений.

Третьей группой являются информационно-технологические механизмы, например, электронное правительство, в томчисле электронный бюджет, электронная обработка писем, жалоб и запросов, ежегодные доклады различных механизмов «Открытого правительства» и уполномоченного по правам человека, порталы органов исполнительной власти, сайты по общественно значимым темам, видеонаблюдение в органах власти и учреждениях, система электронной идентификации граждан и электронные государственные услуги.

Кстати, все пункты и подпункты расписаны подробно. Например, для повышения общественного контроля за деятельностью «закрытых» учреждений необходимо подготовить проект федерального закона, регламентирующего порядок доступа представителей общественных организаций и СМИ в различные учреждения, в том числе – в места лишения (ограничения) свободы и учреждения социальной защиты. Также нужно разработать механизмы организации общественного контроля за условиями прохождения военной службы, подготовить концепцию проектов федеральных законов «Об общественном (гражданском) контроле в РФ» и о «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

А организация видеонаблюдения для обеспечения безопасности, прав и свобод граждан и противодействия коррупции предполагает широкомасштабную установку систем видеофиксации в помещениях органов государственной власти, в том числе МВД и в учреждениях, а также организацию беспрепятственного общественного доступа к видеоинформации посредством механизмов системы «Открытое правительство».

Более подробно о системе, ее технологической платформе и инфраструктуре говорится в итоговом докладе президенту России Рабочей группы по подготовке предложений по формированию системы «Открытое правительство» большоеправительство.рф/penregion/