Сборник «Родина Гончарова», в документальной форме рассказывающий о Симбирске-Ульяновске, о живших в нем людях, об увековечении имени Ивана Александровича Гончарова, представили в Доме Гончарова на минувшей неделе его создатели – сотрудники Областного государственного архива.
Работа над книгой началась в конце 2011 года, после того, как была выпущена в свет другая работа Госархива, связанная с именем Ивана Александровича Гончарова, – календарь на 2012 год.
Был создан труд, который стал первым документальным сборником на гончаровскую тему, выпущенным на родине писателя. Создатели книги просмотрели и обработали сотни документов.
Первый раздел посвящен семье Гончарова. В частности, в книге приводится единственный документ, отмеченный автографом отца писателя. Опубликована запись из метрической книги СпасоВознесенского собора, сообщающая о смерти матери Гончарова. Большое место отведено громкому делу об убийстве крестьянами помещика Кирмалова, который был зятем Гончарова. Приводится цитата из письма Гончарова Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, в котором Иван Александрович сравнивает Кирмалова с Иудушкой Головлевым.
Второй раздел посвящен увековечению памяти Гончарова на родине. Менее чем через два года со дня смерти писателя его именем была названа в Симбирске библиотека-читальня. Немногим позже имя Гончарова получило пятое женское училище, располагавшееся на улице Лосевой (ныне улица Федерации). Не все было гладко: в 1901 году, когда к 10-летию со дня смерти Гончарова архивная комиссия обратилась в столицу с ходатайством о возведении памятника писателю, она получила резкий ответ министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина о том, что Гончаров еще не настолько известен. В связи с созданием до сих пор единственного в России Музея Гончарова приводится письмо директора Краеведческого музея Марка Валкина на Мосфильм, написанное в 1979 году: узнав о том, что ведутся съемки фильма «Несколько дней из жизни Обломова», он просил предоставить экспонаты для будущего музея.
В разделе «Памятники Гончарову» рассказывается о двух архитектурных и двух скульптурных памятниках: это Гончаровская беседка, здание, в котором располагаются Краеведческий и Художественный музеи, бюст Гончарова, установленный у Дворца книги в 1948 году, и памятник Гончарову 1965 года.
– Когда изучаешь документы, испытываешь гордость за то, что земляки сохранили память о Гончарове, и стыд из-за того, что они не раз относились к ней неподобающим образом, – признается архивист Антон Шабалкин. – Но, следуя словам самого Гончарова о том, что нельзя отображать только светлое, мы не скрываем отрицательные моменты и показываем полную картину происходившего.
Анна Школьная