Спросить ульяновского карманника из 40-х годов, где можно «щипнуть» пожирнее часов, денег или продовольственных карточек, он непременно указал бы на… кинотеатр «Художественный». В этом году «синема» празднует 100 лет. В 1912 – «Ампир», в 1916 – «Электротеатр», а в 1921 году… головёшка! Сгорел! Но – ожил. Через пыль десятилетий – «Художка» рада рассказать свою историю.
Как это сказал наш великий земляк, Владимир Ильич Ульянов-Ленин?.. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». «Пока нагод безгхамотен», – дополняют недоброжелатели ленинскую фразу.
Да, искусству кино на заре позапрошлого века многие отказывали в имени искусства: балаган, говорили, для малопросвещённых масс населения. Но кино, вопреки эстетам и скептикам, бурно развивалось, порождая киноиндустрию и инфраструктуру.
И на родине вождя мирового пролетариата, как и во всём подлунном мире, начали строиться кинотеатры. В одном из них кино крутят вот уже почти сто лет: до круглой годовщины остались считанные месяцы… Это – всем нам известный кинотеатр «Художественный».
От балагана – к синематографу
Старожилы припоминали, что кино пришло в Симбирск около середины 1900-х годов. В дни ярмарок и праздников заезжие гастролёры выставляли брезентовые балаганы, в неуютной (летом – жарко, зимой – пронизывающе холодно) темноте которых крутили немое чёрно-белое «синема».
Сеанс обходился посетителям в ощутимые по тем «благословенным» временам 5-15 копеек и длился менее получаса, включая несколько не связанных по смыслу «видовых» (мы сказали бы, документальных) и игровых кинолент, продолжительностью по пять-семь минут.
Скоро брезентовые балаганы перестали удовлетворять взыскательную публику. Для сеансов стали приспосабливаться подходящие по площади помещения – например, фойе городского театра или зал в городской богадельне!
С 1909 года началась почти эпидемия открытия так называемых «электротеатров», где с утра и до глубокой ночи собирал любопытствующих «Великий немой» со своим кино: «Патэ», «Модерн», «Идеал», «Зеркало жизни», «Экспресс»!..
«Империя» по-французски
Моду в кино дореволюционных лет диктовали основатели жанра – французы. Отсюда любовь к французским словечкам и интонациям в названиях и технических терминах тех давних лет.
«Ампир» по-французски означает «империя». Ампир, вдобавок – стиль в искусстве и архитектуре начала XIX столетия. Стиль этот отличался подражанием художественным формам Древних Египта, Греции и Рима, использованием колонн, пилястров, лепных карнизов и подчёркивал идеи воинской доблести, могущества власти и государства.
Осенью 1911 года на Большой Саратовской улице началось строительство кинотеатра «Ампир». Владелец участка, симбирский купец-домовладелец Николай Семенович Зеленков, заказал проект нашему выдающемуся архитектору-новатору Федору Осиповичу Ливчаку.
Получившееся сооружение стало одним из лучших в нашем городе памятников архитектуры в стиле модерн. Что ж, новая эпоха диктовала свои художественные вкусы. И не только эпоха, всё здание реализовывало совершенно новый, невиданный в Симбирске тип зрелищного сооружения – встроенный кинотеатр.
Железобетонные перекрытия и стальная арматура. Собственная котельная парового отопления, собственная электростанция. Первый этаж трёхэтажного дома занимают магазины, а в двух верхних расположен непосредственно первоклассный кинотеатр!
Симбирский архитектор-новатор Федор Осипович Ливчак не забыл и про исторический ампир. Гляньте на колонны, маски и лепнину главного фасада, а особенно на античные мотивы в оформлении интерьеров, и вы ощутите всю прелесть и возвышенность того самого «ампирического» стиля.
От «Ампира» до «Художки»
Строительство кинотеатра «Ампир» закончилось осенью 1912 года. В тот год Россия шумно праздновала 100-летие победы над Наполеоном и готовилась к куда как более пышным торжествам – грядущему в 1913 году 300-летию Царствующего дома Романовых. Имя «Ампир» вполне соответствовало духу эпохи.
В январе 1913 года в «Ампире» прошли первые киносеансы. У касс толпились шумные очереди, в зале – яблоку негде упасть. Публика жаждала развлечений. Жизнь казалась прекрасной. Симбирск был устремлён в будущее, и Российская империя – по-французски «ампир» – казалось, будет стоять вечно…
Оформление фасадов здания кинотеатра происходило в 1915 – 1916 годах – среди событий первой мировой войны. За войной последовала революция. «Имперское» название совсем не устраивало новую власть, и кинотеатр поменял своё имя на нейтрально-невыразительное «Электротеатр».
Но популярности кинотеатру это обстоятельство не убавило. В драматические периоды истории как никогда хочется отвлечься на смешную киношку.
Поздним вечером 2 декабря 1921 года кинематограф «Электротеатр» неожиданно загорелся. Пожар начался уже после окончания последнего сеанса, поэтому от буйства стихии, слава богу, никто не пострадал. Но здание выгорело целиком, и его восстановление, по тем несытым временам, потребовало немалого времени.
Руководил процессом архитектор Феофан Евстихиевич Вольсов, добрый друг и сподвижник безвременно умершего в годы гражданской Ливчака. В 1927 году – в 10-летний юбилей Октябрьской революции – кинотеатр открылся с новым названием: «Художественный».
И над этим именем оказались не властны ни стихии, ни драматические события отечественной истории. Так, о посещаемости «Художки» в годы Великой Отечественной войны косвенно, но красноречиво свидетельствует популярность этого учреждения культуры среди местных щипачей-карманников.
Так, после киносеанса 3 января 1943 года 30-летний житель улицы Федерации Александр Коваленко недосчитался кошелька с удостоверением, двумя хлебными и тремя продовольственными карточками и 815 рублями.
А 7 января того же года военнослужащие, будущие офицеры Красной армии Авзамутдин Казаков, Аполлон Сахаров и Иван Кохно остались, каждый, без карманных часов. И если в первом случае милиция только развела руками, то во втором сумела задержать двух молодцев, подающих большие надежды, 17-летнего Виктора Ильина и 12-летнего Валентина Акишина.
Что ж, зри на экран – да не забывай про карман!..
Автор – Иван Сивопляс
Фото Юлии Липатовой