За время продолжительных летних каникул у родителей школьников и будущих первоклассников, как всегда, накапливается много вопросов, касающихся организации процесса обучения детей. Поэтому проведенная нами накануне начала нового учебного года «прямая линия» с начальником Управления образования администрации Ульяновска Ольгой Мезиной была очень востребованной.
Мамы, папы и даже бабушки задавали интересующие их вопросы.
– В нашей семье – двое школьников, мы живем в пригороде. Меня интересует: будут ли в этом году ходить школьные автобусы?
– На 2012-2013-й учебный год 10 образовательных учреждений уже заключили договоры на подвоз детей. Шесть школ пригородной зоны сел Карлинское, Кротовка, Лаишевка, Отрада, поселков Пригородный, Плодовый имеют школьные автобусы и будут также развозить детей из близлежащих населенных пунктов.
– Мой сын в этом году пойдет в первый класс. Весь прошлый год и почти все лето мы ходили на индивидуальные занятия к логопеду, исправляли дефекты речи. Почти все удалось, но трудности возникают тогда, когда ребенок начинает выступать на публике. Возможно ли договориться с учителем, чтобы по крайней мере в течение нескольких месяцев моему сыну не пришлось отвечать у доски,только с места, пока он не привыкнет к коллективу?
– Трудности, связанные с адаптацией Вашего ребенка в школьном коллективе, могут носить как речевой, так и психологический характер. В решении проблемы Вам помогут специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения «Росток» (б-р Пластова, д. 4).
– Дочь закончила восемь классов, с детства она мечтала стать врачом. В школе нас предупредили, что с 10 класса мы будем уже заниматься по профилям, а с 9 класса начнут вводить дополнительные предметы для углубленного изучения. Проблема в том, что у нас в школе только два профиля: физико-математический и гуманитарный. А нам для дальнейшего поступления в медицинский институт требуется другой. Что нам делать?
– Современная старшая школа стала в основном профильной. Так как Ваша дочь мечтает о получении медицинского образования, то, учась в 9 классе, она могла бы приобрести прочные знания по математике и физике. Ведь сегодняшняя медицина – это, прежде всего, точнейшая аппаратура, требующая знаний этих дисциплин. Получив основное общее образование, Ваша дочь могла бы перейти в профильный 10 класс той школы, в которой у старшеклассников есть возможность изучать химию и биологию на профильном уровне. Сегодня это гимназии №№1, 30, 33, 59, лицеи №№1 1, 20, 38, общеобразовательные школы №№9, 31, 42, 45, 50.
– Мой сын не справился с ЕГЭ в этом году и не получил аттестата об окончании школы. Поступить в техникум не удалось, потому что мы не ожидали такого и не сумели быстро сориентироваться. В сентябре ему исполняется 18 лет. Будет ли у него возможность пересдать ЕГЭ на следующий год или его заберут в армию?
– Ваш сын сможет пересдать ЕГЭ в следующем году. Для этого ему необходимо будет подать соответствующее заявление в Управление образования администрации Ульяновска до 1 марта 2013 года. В Управлении организована работа «горячей линии» по вопросам проведения ЕГЭ (тел. 27-21-85), позвонив, Вы можете проконсультироваться по всем вопросам.
– Меня интересует, как обстоят дела с обеспечением безопасности в школах.
– Одним из приоритетов системы образования города является обеспечение безопасности пребывания детей в школах. Все школы города обеспечены круглосуточной телефонной связью, в них организовано круглосуточное дежурство и ограничен допуск посторонних лиц. Организована ежедневная (не реже двух раз в сутки) проверка подсобных помещений, подвалов, ограждений и территорий образовательных учреждений. Введен запрет на въезд и стоянку автотранспорта на территории школ. Отремонтированы (частично) ограждения по периметру образовательных учреждений. Охрана школ осуществляется вневедомственной охраной при УВД Ульяновской области, охранными агентствами, имеющими лицензию. В большинстве школ города установлены кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованного обслуживания, заключены соответствующие договоры. В 23 школах города установлена система внутреннего и внешнего видеонаблюдения. Вопросы антитеррористической защищенности регулярно рассматриваются на совещаниях с сотрудниками учреждений образования. Постоянно проводятся инструктажи по действиям при аварийных и чрезвычайных ситуациях с техперсоналом, детьми и сотрудниками школ. При проведении массовых культурно-досуговых мероприятий обеспечивается присутствие сотрудников МВД.
– Слышала, что уже в начальной школе дети будут учиться шесть дней в неделю. Правда ли это и с чем это связано?
– Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Ученики 1 классов обязательно занимаются по пятидневной рабочей неделе. Режим работы 2-11 классов определяется Уставом школы. Родители вправе участвовать в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
– Моя внучка в этом году пойдет во второй класс. Все лето моя дочь занималась с ребенком, выполняя задание на лето: читали книги, писали диктанты, решали задачи. С чем связана такая нагрузка в летний период?
– Лето – это время для укрепления здоровья и отдыха ребенка. Обучение в 1-м классе проводится без балльного оценивания знаний детей и домашних заданий. Таким образом, задавать домашние задания обучающимся первых классов в течение учебного года не разрешается, и в летний период в том числе. Они могут носить только рекомендательный характер. Задания, выполненные Вашей внучкой летом, помогут ей лучше усвоить программу 2-го класса.
– Мой ребенок в этом году пойдет во 2-й класс. Мы учились по новым стандартам. Занимаясь с ним весь год, я пришла к выводу, что ребенок самостоятельно не может подготовиться к урокам. Причем не потому, что он плохо развит, а потому, что все задания завуалированы, четко не прописаны. А ведь в свое время мы могли без родителей выполнить домашнее задание. Неужели и дальше обучение будет построено по такому принципу?
– Одной из главных целей нового федерального стандарта начальной школы является развитие личности ребенка.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и выдвигает требования к результатам обучения в виде личностных, мета-предметных и предметных результатов. Самостоятельная деятельность ученика начинает формироваться на этапе первого года обучения под непосредственным руководством учителя и родителей. Ваши волнения преждевременны, так как учебная самостоятельность ребенка 7 лет проявляется пока в установлении учебного взаимодействия со взрослыми.
– Сын перешел в 11-й класс. Когда нужно было выбирать профиль, то мы остановились на физико-математическом, сейчас понимаем, что зря. Ему больше подойдет естественно-научный. Возможно ли в начале 11 класса выбрать другой? В школе нужный профиль есть.
– Переход из физико-математического класса в класс естественно-научного профиля возможен. Вам необходимо вместе с педагогами этих классов уточнить количество учебных часов, выделенных на изучение химии и биологии в физмат-классе и, исходя из способностей Вашего сына и его целеустремленности, принимать окончательное решение.
– Моей дочери шесть лет. В школу мы пойдем на следующий год. Скажите, пожалуйста, нужно ли мне водить ребенка на подготовительные занятия в школу в течение этого года или нам хватит для поступления в первый класс тех знаний, которые дают в садике?
– Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы
– вот настоящая задача подготовительных классов. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе. Водить или нет ребенка на подготовительные занятия в школу – решать Вам, и в этом Вам поможет следующая литература: Безруких М.М. «Готов ли ребенок к школе?», Бардин К.В. «Подготовка ребенка к школе», Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе», Кабанова М.Н. «Готовимся к школе», Ковалева Е., Синицына Е. «Готовим ребенка к школе».
На «прямой линии» дежурила Ольга Клеваная