На постановку в Ульяновский театр драмы имени И.А. Гончарова приехал один из самых известных молодых театральных режиссеров страны, представитель знаменитой театральной династии Сергей Анатольевич Морозов. На нашей сцене режиссер из Санкт-Петербурга поставит пьесу Тургенева «Месяц в деревне». Премьера нового спектакля намечена на вторую половину ноября.
– Самое главное для меня в данной пьесе – то, что этот материал чрезвычайно современен, – говорит Сергей Анатольевич.
– На мой взгляд, нынешнее время заставляет нас снижать температуру чувствования. Мы все чаще вынуждены чувствовать «на бегу», и это касается всего – любви, верности, достоинства, преданности. Спектр душевных ощущений зачастую смещается в сторону негатива – злобы, зависти, ненависти, замыкания в самом себе. А я – по наследству – являюсь сторонником того театра, который входит в диалог со зрителем, чтобы каким-то образом изменить его в лучшую сторону. Мне б хотелось, чтобы человек, который придет посмотреть нашу работу, смог ощутить – жизнь дана не для прозябания, а ради высокого. Чтобы после просмотра спектакля люди могли разглядеть и обрести что-то отличное от повседневного быта. Именно поэтому сегодня «Месяц в деревне» может прозвучать острее, чем любые памфлеты про социальную нестабильность.
– Смотрю список Ваших работ. В разное время Вы обращались к совершенно разной драматургии – и пьесам советского периода, и русской классике, и западным авторам XX века (уже не вполне получается назвать их современными). Я не увидел каких-то явных предпочтений…
– Я хочу заниматься театром, который несет в себе некое позитивное начало. Поэтому, например, безумно люблю работать с Островским. В моей судьбе «случилось» уже пять его пьес, и каждый раз это было большое счастье. Для меня метр сцены НАД зрительным залом принципиален. До этой сцены мы должны «поднимать» зрителя, как это всегда делал русский классический театр. Пусть даже порой это происходит за счет… какого-то актерского хулиганства. Я, например, очень люблю ставить комедии, шутить. Как бы то ни было, именно эта метровая «ступенька» дает возможность поднимать по-настоящему большие темы. В контексте недавнего ухода из жизни Петра Наумовича Фоменко хочется вспомнить его слова. «Какое удовольствие получаешь, – говорил он, – когда копаешься в самом отвратительном человеке и находишь в нем частицу хорошего». Оправдать негодяя, найдя в нем что-то человеческое, или наоборот – это же самое интересное в нашем деле. Если есть возможность «вскрыть» душу человека – сложную, многоплановую, неоднозначную – именно такой материал мне нравится.
– До приезда Вы познакомились с ульяновской труппой?
– По Интернету мне заранее прислали фрагменты нескольких спектаклей вашего театра. Даже первые небольшие эпизоды подтвердили то ощущение, которое было у меня от труппы по чьим-то рассказам – театральный мир ведь очень тесен и все друг друга знают – и по собственным наблюдениям. К большому сожалению, я видел только один спектакль Юрия Семеновича Копылова – когда на фестиваль в Калугу привозили «Генриха IV» Пиранделло. В тот день мы с труппой только приехали туда, и, несмотря на длинную дорогу, посмотрели постановку на одном дыхании: она произвела большое впечатление. И по фрагментам, которые мне выслали, а там были не только работы Копылова, но и других режиссеров, я увидел, что у вас очень сильная труппа с заметной положительной инерцией прежнего опыта. Изучив сайт театра и список труппы, я приблизительно представлял себе возможный расклад исполнителей. По приезде несколько дней ушло на знакомство с артистами. Я присутствовал на репетициях двух спектаклей – «Двенадцатая ночь» и «Великодушный рогоносец». Репетиция вообще очень показательна для профессионального взгляда, и на ней хорошо видны способности того или иного актера. Могу сказать, что в будущем спектакле «Месяц в деревне» будут заняты артисты разных поколений – как ветераны сцены, так и среднее поколение, и даже те, кто пришли в коллектив буквально несколько дней назад.
– Ваш актерский опыт, в том числе под руководством других режиссеров, помогает Вам как постановщику?
– Прежде всего, в каких-то показах, которые приходится делать на репетициях. Хотя я небольшой сторонник частого присутствия режиссера на сцене. Мне очень нравится позиция старшего поколения артистов, которые работают по принципу «Вы мне скажите, что, а как – я сам сделаю.». Сейчас такое понимание встретишь нечасто, и периодически все равно приходится показывать «как», но я стараюсь этим не злоупотреблять, доверяясь актеру. Моя задача – максимально понять и услышать артиста. На пересечении моей задачи и его индивидуальности может возникнуть интересный поворот роли и личности исполнителя. Одного актера нужно не спугнуть и только поддерживать, другого – оставить в покое, третьему помочь переступить через зажимы. Иногда, конечно, приходится быть жестоким, но только во имя артиста. Как правило, за свой успех актер прощает режиссеру все.
Что касается моего актерского опыта, то мне чаще приходилось играть по необходимости, когда, скажем, нужно было заменить кого-то из заболевших. Однако это не блажь – у меня в самом деле двойное, актерское и режиссерское, образование. Несмотря на то, что основное мое занятие – все-таки режиссура.
– В Академии у Вас был замечательный учитель – известный питерский режиссер Семен Спивак. Вы родились в режиссерской семье. Это обязывает?
– Нельзя сказать, что к театру меня привел Спивак. Я же с детства – за кулисами. Помню многие спектакли отца и дяди. Увлечение профессией пошло, все же, оттуда. Мой отец и Семен Яковлевич Спивак – это совершенно разная режиссура. Спивак обладает потрясающим чутьем «театра легкого дыхания». Прозрачность, простота, искренность – этим он владеет. Спивак – художник, он творит, словно «летает». Может быть, благодаря этому его коллектив в Питере – единственный, который работает с постоянными аншлагами. А отец многие вещи до сих пор подсказывает мне в плане ремесла. Он хорошо знает законы жанра. Отец по первому образованию – авиатор, окончил МАИ, как и многие шестидесятники, которые в творчество пришли через студенческие театры технических вузов. Законы «взлета» и отрыва от земли он тоже знает не понаслышке и давно перенес их на театр, поэтому его спектакли живут долго.
– Уникальный случай – Вы возглавляли несколько крупных театров российской провинции, когда Вам еще не исполнилось 30… Процесс утверждения в качестве лидера происходил сложно?
– Первый театр я принял, фактически, когда мне было 24. Правда, приказ о моем официальном вступлении в должность был подписан лишь в день моего 25-летия. По поводу возраста я только сейчас стал задумываться. У До-дина есть хорошая фраза. Когда его студенты-выпускники играли, как настоящий духовой оркестр, профессиональные музыканты не верили – мол, научиться за такое короткое время нереально. На что Лев Абрамович отвечал: «Нереально, но они об этом не знали.». Когда я принимал руководство костромским и новгородским театрами, я тоже каких-то вещей просто не знал. А ведь в каждом городе – свой культурный аспект. Иногда думаю, что сейчас так по-творчески нагло я бы себя уже не повел. Лет 10 назад моя открытость и убежденность рождала те поступки, в которые начинали верить окружающие, и это сметало все преграды. Безусловно, случались и ошибки, но завоеваний и побед, хотя бы над самим собой, на этом непростом пути было больше.
Александр Филатов
Наша справка
Морозов Сергей Анатольевич родился в 1977 году в Челябинске в семье театрального режиссера Анатолия Афанасьевича Морозова. Дядя – народный артист России, главный режиссер Центрального академического театра Российской Армии Борис Афанасьевич Морозов.
В 1999 году Сергей Морозов окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию театрального искусства с «красным» дипломом по специальности «Режиссура драмы». С 2000 года в течение семи лет работал главным режиссером в Костромском драматическом театре имени А.Н. Островского. В 2007 году был приглашен на должность главного режиссера, а затем художественного руководителя в Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского.
За его плечами – более 40 постановок в различных городах России и зарубежных странах. Участник и лауреат многих всероссийских и международных театральных фестивалей.
катя
Интересно, сколько этот продержится в театре Никоноровой????7 Думаю,недолго….характер у директрисы ужасный…
Петр Дуюн
Все анкетные замечательные данные не сложно найти в интернете. Получилось «интервью – визитка».
А вот про будущую постановку, информации мало, про ситуацию в театре, ни слова. И про город, и про область, тоже ничего. Осторожность автора интервью?
Говорят, свежий взгляд позволяет подметить, что давно «замыленными» глазами другие и не видят.
Сегодня даже в крайне консервативном и таинственном банковском деле востребованы навыки режиссера. Речь о редком человеке, способном видеть событие в развитии, сюжет в деталях, предвидеть эмоции. О режиссуре банковских процессов пишут книги. Разработчики сайтов, компьютерных программ – тоже своего рода режиссеры, сцена и актеры которых – иконки на экране.
Как избежать скуки на сцене, банальности, тусклости, чем собирается порадовать «один из самых известных молодых театральных», интересно было бы, наверное, узнать?
С пожеланием успеха и уважением, ПД