Чтение уходит. Тиражи книг становятся все меньше. Заглянуть в твиттер или жж для среднестатистического современного молодого человека куда привычнее, чем открыть книгу. Мы запускаем проект, в котором известные люди Ульяновска поделятся рассказом о свое жизни с книгой, о том, что им дало чтение и что они читают и рекомендуют читать сейчас. И первым нашим собеседником стал политтехнолог, член Общественной палаты Ульяновской области, руководитель интернет-портала Ulpressa.ru Дмитрий Ежов. Дмитрий, в каком возрасте вы научились читать? Читать я научился в 4 года, а в 5 меня записали в библиотеку. Первая тоненькая детская книжка, которую я там взял, помню, была про жука в Великую отечественную войну. И с тех пор я читаю. А дома была большая библиотека? Дома были отдельные книги, мои родители не особенно читатели. Отец – по историческим романам, мать вообще не читает, так что можно сказать, что я такой в себя. Что вы читали в детстве, в подростковом возрасте? В то время книги были в дефиците, такого как сейчас, когда есть практически абсолютно всё из того основного, что может читать ребенок, подросток и молодой человек, конечно, не было. Тогда книги выдавались, например, за макулатуру – сдаешь макулатуру – получаешь книгу. Они издавались огромными тиражами, я вот недавно посмотрел, «История государства Российского» Карамзина издавалась двенадцатью миллионами экземпляров, а достать все равно было не возможно. А сейчас самый что ни на есть бестселлер издается хорошим, по нынешним меркам, тиражом в сто тысяч экземпляров. Но вот макулатуру я особенно не сдавал – выдаваемые за нее книги были стандартны. А читали мы вообще все подряд, на мой взгляд, это поколенческое. И это ценно. Не было, например, никакой информации о западном кино, все было идеологизировано, приходилось читать ангажированную критику на фильмы и из этого делать какие-то свои выводы, собирать крупицы информации. Точно так же и по художественной литературе, и по философии, да по чему угодно. У меня до сих пор остатки такой литература дома лежат. Мой подростковый возраст попал на период перестройки, когда хлынула периодика, толстые литературные журналы, АиФ, Московские новости, дико дефицитный «Огонек». Мы успели сформироваться в советское время, а затем на наши подростковые мозги хлынул весь этот огромный поток информации, который нами активно впитывался. Сейчас понимаешь, что в основном это была мусорная и не менее идеологизированная (но в другую сторону) волна, но тогда она несла в себе очень многое. Случались вообще парадоксальные вещи: наши учителя не знали тех книг, которые читали мы. Например, однажды мы ездили классом в Белоруссию и я привез оттуда целый баул книг. Среди них в Хатыни, в киоске я купил сборник Набокова, которого здесь достать было пока еще невозможно, и моя учительница литературы даже не знала об этом авторе. А однажды я запомнил какое-то редкое стихотворение Пушкина, фрагмент из его незаконченной поэмы, а на уроке его прочитал и сдал за Блока. Вот так просто. Каких авторов можно выделить в современной русской литературе? Я как то пытался задать разговор о литературе – мы это интересно обсудили. Безусловно, Иванов. Его «Географ глобус пропил» – это квинтэссенция 90-х через конкретного человека. Иванов это очень глубоко, это невычурный, но филигранный русский и это очень глубокая рефлексия. Последняя его книга «Блуда и Мудо» для меня – настоящая летопись и ключевые тренды (в самом серьезном смысле) нулевых. Актуален Пелевин. Талантливый популяризатор современной философии в переводе ее на общепонятный язык. Это очень редко и ценно. И не зря Пелевин настолько разобран на цитаты. Мои хиты – конечно Чапаев, потом про вампиров, обязательно про оборотней (умным девушкам читать обязательно). В целом я его не пропускаю и читаю с удовольствием. И несколько книг, которые вижу узловыми, обязательными, но в чем то отдельными от своих авторов, которые в остальном мне показались совершенно банальны. Павел Крусанов «Укус ангела». Книга явление и в свое время сенсация. Что то вроде социальной фантастики с замесом на магический реализм. Книга о Империи, о России, о власти. Читал раза три. «Пастернак» Михаила Елизарова, человека, парой книг удивительно попавшего в суть и получившего позже Букера. Едкая, горькая, тоже социальная фантастика. В чем то антилиберальный фельетон, где то фэнтези. Рекомендовано всем кто не любит сетевой маркетинг и прочую шваль. Сюжет вкратце. Демон Пастернак собрал полки из разного рода либерального ополчения: орд сетевого маркетинга, разного рода сектантов, диссидентов, и прочее. Им противостоит пара странных одиночек. Все это в режиме квеста и триллера. Всё много серьезнее чем кажется из моей краткой рецензии. Читается лучше любого детектива. И все их современной молодежи рекомендуете прочитать? Рекомендовать что-то конкретное сложно, каждому свое, главное, чтобы вообще читали и двигались. К сожалению, в целом чтение уходит. Литература коммерциализируется, становится продуктом, который живет по законам маркетинга. Но в Росси это пока проявляется в малой степени, и всякие Минаевы-Робские – это маленькие пщыки. А сам литературный процесс, если говорить о художественной литературе, он идет. И писатели, которые его представляют – именно они пока в наших бестселлерах. Коммерческая литература стоит особняком, в отличие от той же Америки, где напротив, маргинальной нишей является интеллектуальная литература. А что выделили бы из классики? Школьную программу, в силу того, что всегда болезненно относился ко всему навязываемому, я не читал вообще. Из Достоевского, например, читал «Идиот», но не читал «Преступление и наказание», и уже вряд ли прочитаю. Толстого только собираюсь начать читать. Гоголя я прочитал уже после школы. В итоге классика для меня это то, что пришло в зрелом возрасте. А для детей все это не понятно, это просто формирование их общего пространства, в котором они находятся. Им тяжело оценить язык Гоголя, того же Минаева им читать будет проще и понятнее. Помогает ли увлечение литературой в работе? Вы ведь всё-таки не филолог, не литературовед. В этой связи вспоминается история с бизнесменом Фридманом, который еженедельно ходил в свой книжный и покупал художественную литературу. На недоуменный вопрос журналиста о том, когда же он все успевает, олигарх ответил: я работаю с людьми, самое важное – знать их. Поэтому чтение той же художественной литературы, классики и даже просто слежение за литературным процессом – это в целом понимание того, что происходит на антропологическом уровне и на каких-то других, вплоть до профессионального. А читали ли вы когда-нибудь стихи своей девушке? Припав пафосно на колено, я девушке стихов не читал, но однажды давно, когда еще не было сотовых и даже домашнего телефона, я ходил зимой звонить девушке из телефонной будки и всегда всплывали строчки из «Постскриптума» Бродского. У него как раз идет «крутить щербатый телефонный диск… покуда призрак не ответит…». Бродский в какой то момент был очень близок, я согласен с распространенным мнением, что это последний поэт. Но любимый, пожалуй, Введенский. Беседовала Елена Дубицкая |
|
|
Серж
Ежов красава, интервью на 5,
Единственное, я по поэзии не согласен. У меня Маршак любимый автор.
Вместо шапки на ходу – он надел сковороду – это вечные строки.
Ra
О, да! У меня мелкие обожали Человека Рассеянного! :)
Ежов
Ну так Советский Союз же вообще изобрел детскую литературу как жанр. Так что она оказалась не такой уж и детсткой. Но моё любимое все же про крокодила слопавшего солнце и бессмертный Тараканище
литобозреватель
Что означет:” Бродский … я согласен с распространенным мнением, что это последний поэт”? А великие Быков,Кублановский?..Они не поэты?
Ежов
Это распространенная тема, мол Бродский последний поэт, а после эпигоны и перетолкователи сказанного времен позднего постмодерна
Ra
Немного поспорю с фразой, вынесенной в заголовок. Не всё так плохо, как кажется :) Просто люди переходят с бумажных книг на электронные. Нет, я тоже балдею, открывая новую книгу – запах типографской краски, гладкость или наоборот, шероховатость бумаги, предвкушение… Всего этого лишены электронные книги. Но зато в них есть то, что нужно современному человеку – объём информации, мобильность, возможность читать книгу, подходящую под настроение в данный конкретный момент, универсальность. Моё мнение подтверждается огромным количеством человек с букридерами – устройствами, которые на данный момент лучше всех имитируют ПЕЧАТНЫЙ текст. Сам я читаю на коммуникаторе и iPad, поэтому брать ещё один девайс чисто под чтение мне не хочется… Осознание того, что основная часть тяжести при переезде пришлась именно на книги, привело к тому, что печатные книги я покупаю только в том случае, если это специальная литература или у меня есть возможность взять автограф автора ;-)
Ежов
На эл виде часто не оказывается самого нужного. Но не суть. Я согласен что все не так плохо – но процесс такой идет. Эпоха разделения, чеж.
Анна Карвалейру
Прикольный проект. На самом деле Россия по-прежнему остается читающей, достаточно зайти в метро в Москве и Питере, у нас во дворе на лавочках мамаши читают любовные романы, до сих пор люди выписывают публицистику. Другое дело, что читать? Читательский вкус- очень важная вещь. Тем более у нас в Ульяновске масса выпускников филфака, помнится на филфаке мы прочитывали за неделю Гомера, Вергилия, или древнерусскую, и вообще огромный поток хорошей литературы проносится в голове. А с помощью какого устройства читать книги – это не важно, главное ты постигаешь тончайшие грани текста великих писателей: и с помощью ридера ты это делаешь, с помощью книги ли, -это не важно. Интервью интересное, всегда любопытно узнать читательские вкусы другого человека. Я всегда думаю, что человек – это во многом то, что он читает. Согласна с Ивановым на 100%
Ra
Я, например, с Вами согласен. Но посыл был о том, что люди вообще не читают книг! Я уверен, что это не так (как и Вы, если я правильно понял)… А вот ЧТО ИМЕННО читают люди – это другой, отдельный вопрос. И его надо рассматривать вместе с вопросами “Что люди смотрят?” и “Что люди слушают?”
Анна
вот почему я твиты Ежова не понимаю))
ага
Теперьпонятно, откуда у Дмитрия такое клочковатое представление о действительности… Блудов да мудов можно читать только тогда, когда есть мощный фундамент из Чехова, Пушкина, Достоевского, Толстого… Читайте, батенька, классику, пока пиксельность основательно вас не затянула!!!
Ежов
Рад за Вашу целостность. Главное в ней не замыкаться
ага
Думается, опускаться до “сам дурак”, не ваш удел… самообразование, как раз и чревато перекосами… что хочу, то и делаю (читаю). Иногда нужно и “снизойти” до авторитетов… А увлечение формами в ущерб содержанию – просто беда современного общества, это напрямую касается и литературы
Тема правильная!
Пройдитесь по зампредам, министрам, их замам и помощникам, хоть узнаем, помнят ли какой стороной книгу держать…
Серж
Слышь ты, … …. Наши зампреды не такие идиоты, как тебе показалось на первый взгляд. Ты бы быстро из под лавки вылез и какой-нить современный нон-фкишен бы в руки взял, а потом бы я на тебя … … смотрел и тупо ржал, как ты книгу вертишь, и ваще ничего не понимаешь. Приходи к нам на корты, я приведу другана, он тебе лекцию замутит аудио (поскольку ты … тока и умеешь читать, как в первом классе научили), что ценность настоящей книги не в том, как ты ее держишь, а в том, как ты ее понимаешь.
Петр Дуюн
Замечательная тема, хороший текст, есть интересные детали и красивые подробности.
Мне кажется, Дмитрий Петрович не упомянул главный двигатель – деньги. А, наверное, финансы – стержень реальной действительности, они все и определяют.
Вот, часами по всем каналам идут передачи про «миллион», «минуты славы» посвящены надежде что-то выиграть, олимпийские чемпионы ждут не только медали, но и бонусы. Сначала говорят про бюджет фильма, потом про его содержание.
Деньги, инструмент прогресса и выдумка дьявола, волновали всех писателей страны. Пушкин называл их «овеществленной свободой».
Если в тексте нет указания, сколько что стоит, кто и как оплачивает, то это от лукавого. Значит, в тексте не говорится о главном. Может это и ошибочное мнение?
С уважением, ПД
Ежов
Я не понял – а при чем тут деньги?
Про них вот тут говорили http://ulpressa.ru/2010/06/17/article120658/
Ольга Коваленкова
Деньги при всем. Чтение книг, так сказать, живых – недешевое удовольствие. И не все могут позволить себе покупать их. Даже при желании.
Мария
Чтение уходит.Но это,увы, неизбежный процесс,стоит ли тогда об этом горевать? На дворе – другое время,другие человеки,совершенно с другими запросами,интересами и возможностями.И я не думаю,что люди стали глупее только потому что незнакомы со стихами Бродского. То,что даёт человеку чтение – уже не имеет значения.
Хомяченко Юрий
В детстве художественная литература давалась мне с трудом, а любовь к научной мысли мне привили: Перельман “Занимательная физика”, Л.Кэролл “История с узелками”, Г. Альтов “И тут появился изобретатель”
усманов
текст про чтение с таким пафосным посылом негоже как-то на ошибки не проверять предварительно.
uduga
весьма удивлен что не упомянуто такое явление “периода застоя” как самиздат,
мне помнится даже в нашей деревеньке на него люто фапал любой
претендующий на звание интеллектуала, ну или хотя бы просто чрезмерно любознательный
растущий организм ;) от Булгакова до Оруэла, причем не только на машинке, но и рукописные под копирку!
Ежов
Я из самиздата застал в детстве странную книгу, где раскрывалась правда о Молодой гвардии. О том как их пытали, кто был настоящий предатель. Книга распространялась машинописными копиями даже в рабочей среде моих родителей.
Незнайка
Утверждение “Чтение – это свобода” не претендует на оригинальность. С тем же успехом можно назвать свободой игру, музыку, живопись или кино. И даже реализацию нац. идеи “грабь награбленное”. Проявление любых качеств, присущих человеку, проявляющий вправе назвать свободой, что и сделал Брейвик. Отсюда следует, что нет оснований и даже предпосылок к ним утверждать, что “современность все более принуждает нас к неволе”, руководствуясь лишь личностными впечатлениями об отношении общества к чтению.
“Книгоиздание в России представляет собой ту (чуть ли не единственную) отрасль, где в последние годы происходит ощутимый и стабильный прирост продукции” – я бы назвал это цитатой дня. И все потому, что Книга в ней названа продукцией – самым современным, наиболее употребляемым словом. Продукция – это книги производства авторов Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Полины Дашковой и пр. Они издаются, следовательно их читают, следовательно, народ любит “книгу – источник знаний”и, по Ежову, он вполне свободен потому еще, что издают, а значит покупают и классиков.
Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем, как и в музыке, в других увлечениях и занятиях мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Член “Единой России” с Дашковой в руках для меня менее свободен, чем таксист, коротающий время на стоянке прослушиванием аудиозаписи рассказов Михаила Зощенко. Время, технический прогрес предоставили нам практически неограниченные возможности быть интеллектуально свободными, не имея у себя “баулов” бумажных книг.
“Современность все более принуждает нас к неволе” – фраза и не более. У каждого из нас разная современность, Дмитрий. Может ли она, текущая современность, принудить к неволе гражданина РФ Абрамовича или бомжа Васю Собутыльного? А вот сельского библиотекаря Дарью Степановну Добролюбову – может, хоть книг она прочитала за свою жизнь поболе среднестатистических 4000 экз.
Для нее порабощающая современность – это не интеллектуальный вакуум собственного сознания, а политические условия. Она принуждена быть невольницей, когда идет на избирательный участок в числе тысяч таких же начитанных невольников-бюджетников.
Её ошейник – её образование и специальность, её рабовладелец – распорядитель бюджетных средств.
Вот о чем бы надо всерьез и очень громко говорить сегодня, а не сводить проблемы неволи к интеллигентской болтовне и вздохах на скамейке проЧтение.
Татьяна Захарычева
Дмитрий Быков в своем “Календаре 1” писал, что грядет эпоха интеллектуалов, эпоха гламура уходит в историю. Так что проект – в тренде.
Сейчас все расскажут о любви к книге. И правду, наверное, расскажут. Большинство чиновников (проект ведь о них, не только о чтении?) – читающее поколение. Недавно нашла телепрограмму за 1970 какой-то год. Один худфильм перед программой “Время”. 10 минут мультиков. Весь досуг – для чтения
Отто
Сержу, почитателю Маршака: может “вместо шапки на ходу” “вместо шляпы на ходу…”
Отто
Сержу: сорри, проверил, точно – “шапки…”