Святая Православная Церковь 11 сентября (29 августа по ст.ст.) вспоминает день мученической смерти Святого Иоанна Крестителя (Предтечи), которого православные почитают больше всех святых после Богородицы. Чудес, творимых от иконы Крестителя Господня не перечесть. Помощь его чувствовалась и в Симбирской губернии, когда во время Отечественной войны 1812 года Святым Образом благословлялись участники Симбирского ополчения. В Государственном архиве Ульяновской области имеется переписка 1867 года Кафедрального протоиерея и Симбирского губернского предводителя дворянства, действительного статского советника и кавалера Александра Ивановича Ермолова об украшении иконы «Образ Усекновения честные главы Иоанна Предтечи» и о помещении ее в Троицком Соборе.

В письме А.И. Ермолову протоиерей пишет: «В Симбирском Кафедральном Соборе есть образ (длиною 8, а шириною 6 вершков) с следующею во круг него по лицевой стороне надписью «Образ усекновения честные главы Иоанна предтечи списан с подлинного образа, пожалованного царем Иоанном Васильевичем в Алатырский Богородицкий Собор в 1553 году; вручается на благословение, освящение и утверждение Симбирского Ополчения Главнокомандующему Князю Дмитрию Васильевичу Тенишеву 1812 года октября 26 дня».

Этот Образ был освящен на мощах Киево-Печерских угодников Божиих Преосвященным Серапионом, прежде бывшим Митрополитом Казанским и Симбирским, а потом Киевским и Галицким и прислан вместе с антиминсом, богослужебными книгами, иконами и прочею святынею походной церкви в благословение Симбирскому ополчению. «Позади образа, – пишет далее протоиерей, – под шелковою подкладкою положена вата от святых мощей, омоченная миром от мироточивых глав. В честь этой Святой Иконы и походная церковь, бывшая при Симбирском ополчении в 1812 году, наименована во имя Усекновения Главы Предтечи Господня Иоанна.

Желалось бы, чтобы эта святыня поставлена была на видное место. В возобновляемом Кафедральном Троицком Соборе, воздвигнутом Симбирским Благородным Дворянством в память Отечественной войны, на правой стороне был до пожара и будет придел во имя Усекновения Честные Главы предтечи Господня Иоанна, в память походной церкви Симбирского Ополчения».

Помянутую икону протоиерей хотел сделать местной в этом приделе, но в виду ее небольших размеров предполагалось приделать к ней поля «на коих сверху написать на облаках Господа Саваофа, благословляющаго и окруженного Херувимами, с боков двоих Ангелов, держащих Икону, а внизу подпись, чьим усердием украшена Икона. Икону эту прилично было бы облечь в серебряную вызолоченную ризу, такие же сделать венцы на Господа Саваофа и двоих Ангелов. По отобранным мною от иконописца и серебряных дел мастера ценам, оказывается, что все это устройство и украшение Иконы будет стоить сто сорок пять рублей.

На собранные средства в настоящее время до того истощены, что я не знаю, как и окончить исправление Собора. Предполагая, что Икона эта дорога для Симбирского Благородного Дворянства, я решаюсь утруждать Ваше Превосходительство покорнейшего порсьбою, не изыщите ли Вы каких-нибудь средств к благоукрашению ея. Призывая на Вас благословение Божие, с истинным высокопочитанием и совершенною преданностью честь имею быть».

На предложение поставить икону Усекновения Честные главы Иоанна предтечи, врученную на благословение Симбирского ополчения главнокомандующему князю Д.В. Тенишеву в 1812 году, в приделе Кафедрального Троицкого Собора, Симбирский губернский предводитель дворянства, действительный статский советник и кавалер А.И. Ермолов дал свой ответ: «Служа как бы выражением мысли дворянства и уверенный в христианских благородных чувствах онаго, я уверен, что в память недавнего для каждого русского события, оно не откажется от пожертвований, а потому с величайшею готовностью, потребные на украшения Иконы деньги 145 рублей, пришлю Вам. Поручаю себя Вашим молитвам, имею честь быть».

В триумфе нашей армии есть заслуга и Симбирского ополчения а значит, и иконы “Усекновения главы Иоанна Предтечи”, молитв, произносимых во время боя нашими солдатами, молитв о победе над захватчиками всей Церкви, небесного заступничества самого Иоанна Крестителя.

Ольга Шипова